Структура экономической информации

Особенности экономической информации

 

1) преобладание алфавитно-цифровых знаков;

2) необходимость представления в удобной для пользователя форме;

3) документ – основной носитель данных;

4) много так называемой неперерабатываемой информации;

5) данные делятся на постоянные (НСИ) и переменные (оперативные данные);

6) необходимость получения большого числа итогов при обработке одних и тех же данных по разным критериям;

7) повторность циклов появления и обработки (предпосылка автоматизации);

8) большая ценность получаемой информации;

9) необходимость системы разграничения доступа;

10) высокий уровень стоимостных и трудовых затрат на поиск и ее обработку;

11) большие объемы ежегодно создаваемой, обрабатываемой и хранимой информации (до нескольких сотен млн. символов в год для среднего предприятия);

12) ценность и полезность ЭИ характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

13) независимость содержания от форм представления.

 

 

1. Информационная база.

2. Подсистемы.

3. Массивы.

4. Показатели.

5. Реквизиты.

Это всё информационные единицы.

Информационная база составляет основу информационной системы (ИС) управления.

ИС = информационная база + техника + программное обеспечение + персонал + организационное обеспечение.

Структурированная с той или иной точки зрения ИБ раскладывается на ряд подсистем.

Массив - структурная единица информации, набор данных одной формы со всеми их значениями, либо сочетание таких наборов. Например, массивом данных может быть результаты тестирования: одни и те же вопросы, но разные ответы.

Показатель – структурная единица информации, характеризующая какой-либо конкретный объект управления с количественной и качественной стороны. Показатель имеет наименование и значение. Показатель с конкретным значением – экземпляр данных.

Показатель является составной единицей ин­формации, отражающей количественную характеристику неко­торого процесса предметной области - реквизит-основание вмес­те с однозначно определяющими его качество реквизитами-признаками. Структура показателя представлена на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Схема структуры экономического показателя

 

Реквизиты-основания подразделяются по типу алгоритмов их получения на количественные, стоимостные, проценты, удельные веса и др. Множество реквизитов-признаков по степени формали­зации делится на два подмножества:

1) справочные реквизиты-признаки, - как правило, наименования предназначены для понимания показателя пользователем-эко­номистом;

2) группировочные реквизиты-признаки - это закодированные ана­логи справочных признаков, предназначенные для логичес­кой обработки информации на ЭВМ.

Реквизит – минимальная единица информации, характеризующая качественную или количественную характеристику объекта. Эта информация не поддается последующему делению, т.к. смысл ее изменяется.

Показатель – предложение, имеющее законченный экономический смысл и содержащее число, т.е. состоящее из реквизитов-оснований (Р-О) и реквизитов-признаков (Р-П).

Показатель – наименьшая смысловая единица, способная быть самостоятельным предметом сообщения и образования документа.

 

ММВБ 26.02.05. 1 $ 27,25 руб.

Р-П Р-О Р-П Р-О Р-П

 

При обработке данных значения реквизитов-признаков обычно подверга­ются логическим операциям, а реквизиты-основания — вычислительным. Со­вокупность реквизитов, описывающих качественные и количественные свой­ства объекта (процесса, явления), представляет собой информационное сообщение. Под показателем понимается сообщение, содержащее количественную характеристику одного из свойств отображаемого объекта (процесса, явле­ния). Показатель является наименьшей смысловой единицей, способной быть самостоятельным предметом сообщения и образования документа.

В экономике обращаются миллиарды экономических показателей. Задача каждого органа управления любого уровня заключается в том, чтобы извлечь из этих показателей максимум полезной экономической информации для приня­тия решений. На основе показателей строятся документы, используемые в про­цессе управления.