Функции исторической науки
Предмет, метод и цели исторической науки
Лекция 1
Общая история человечества носит название всеобщей или всемирной истории.
На научном языке слово история (от греч. Historia –рассказ о прошедшем) понимается двояко:
1) как процесс развития природы и общества, движения во времени
2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. (пергамент, бумага, рисунки наскальные и т.п)
В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, но нить исторического развития не прерывалась. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории.
Всемирная история это комплексная наука, которая включает в себя:
а) историю отдельных стран и народов
б) историю различных сфер общественной жизни (экономическая, военная, политическая и др.)
в) историю наук (например, историю философии, математики, физики и др.)
г) историю отдельных периодов жизни человечества. (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время)
1) Познавательная, интеллектуально-развивающая функция.
2) Воспитательная, мировоззренческая функция.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, позволяет понять моральные и нравственные ценности человека, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность.
Историческая неграмотность может привести к ложным представлениям об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.
3) Прогностическая функция
Сущность её состоит в том, что история помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.