Функции исторической науки

Предмет, метод и цели исторической науки

Лекция 1

Общая история человечества носит название всеобщей или всемирной истории.

На научном языке слово история (от греч. Historia –рассказ о прошедшем) понимается двояко:

1) как процесс развития природы и общества, движения во времени

2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. (пергамент, бумага, рисунки наскальные и т.п)

В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, но нить исторического развития не прерывалась. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории.

Всемирная история это комплексная наука, которая включает в себя:

а) историю отдельных стран и народов

б) историю различных сфер общественной жизни (экономическая, военная, политическая и др.)

в) историю наук (например, историю философии, математики, физики и др.)

г) историю отдельных периодов жизни человечества. (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время)

1) Познавательная, интеллектуально-развивающая функция.

2) Воспитательная, мировоззренческая функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, позволяет понять моральные и нравственные ценности человека, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность.

Историческая неграмотность может привести к ложным представлениям об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.

3) Прогностическая функция

Сущность её состоит в том, что история помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.