Выполнение швартовых операций.

Современное транспортное судно даже при следовании малым ходом не в состоянии мгновенно погасить инерцию движения.

Тормозной путь такого судна исчисляется сотнями метров, а сам реверс требует определенного времени.

В связи с этим во избежание риска навала суда вынуждены производить остановку двигателя заблаговременно и осуществлять сближения с причалом, следуя по инерции. Естественно, что в момент сближения с причалом скорость судна становится настолько незначительной, что оно практически перестает слушаться руля и для его разворота в необходимое положение приходится использовать работу движителя, а в ряде случаев якорь, швартовы или то и другое одновременно.

Окончательная остановка судна у причала, как правило, осуществляется путем дачи заднего хода. Не рекомендуется использовать для этой цели швартовы, так как даже на судах среднего тоннажа попытка погасить движение судна вдоль причала с помощью поданного на берег шпринга малоэффективна, а при использовании синтетических швартовов и очень опасна.

При реверсе двигателя на задний ход судно будет не только гасить инерцию поступательного движения вперед, но и разворачиваться в ту или другую сторону в зависимости от направления вращения винта

Если судоводителю обстановка предстоящей швартовки ясна и судно подготовлено к выполнению этой операции, приступают к непосредственному выполнению маневров.

Маневр по швартовке можно разделить на 3 периода.

1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью гашения инерции уменьшают ход.

2. Производят вторичное изменение курса по направлению, к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться корма судна.

На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками (имеется в виду использование двигателя у причала для погашения инерции с расчетом, чтобы после первых оборотов машины судно совершенно остановилось).

3. Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.

Разберем несколько основных маневров при швартовке.

Подход к причалу левым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду:

Для выполнения маневра необходимо следующее:

· идти по инерции к причалу под углом 20—30°. Подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит скользящий удар. Однако в таком положении работать машиной на задний ход почти невозможно, так как корма быстро подойдет к причалу;

· подойти к причалу носом, погасить инерцию и одновременно подать и закрепить носовой шпринг, руль положить в сторону от причала и дать передний ход;

· когда корма под действием руля и работы винта подойдет к причалу, машину застопорить, падать кормовые и крепить судно у причала.

Рис. 10.10 Швартовка левым бортом

Швартовку левым бортом можно произвести без разворота кормы на носовом шлринге. Тогда, подведя нос судна к причалу, подают носовой продольный и прижимной швартовы, для погашения инерции держат носовые концы слабо, дают задний ход; когда корма подойдет на расстояние, с которого можно подать бросательный конец, стопорят машину и подают кормовые швартовы; если корма судна быстро пойдет в сторону причала, то нужно задержать носовой прижимной швартов.

Швартовка к причалу правым бортом.

При выполнении этого маневра следует помнить, что при даче машине заднего хода корма пойдет в сторону от причала. Поэтому нужно подходить к причалу под более острым углом (10—15°), после подачи носовых швартовов следует руль положить лево на борт и дать на короткий период передний ход, чтобы корма ближе подошла к причалу. Как только будут поданы.

Рис. 10.11 Швартовка правым бортом.

кормовые концы, следует для погашения инерции дать задний ход, тогда судно остановится параллельно линии причала, (после чего его подтягивают и крепят). Если этот маневр не выполним, то первоначально подводят нос судна, крепят его, а затем руль перекладывают в сторону от причала, дают передний ход и разворачивают корму судна на пшрииге в сторону причала

Работа по выполнению швартовных операций обычно производится в следующем порядке.

По команде с мостика «Подавать носовой (кормовой) продольный (шпринг) матрос в сторону причала кричит «Берегись!» и подает бросательный конец с соответствующим тросом.

Люди, находящиеся на -берегу, выбирают швартовы и набрасывают их огонами на тумбы.

После получения с берега подтверждения, что швартов закреплен, дается предупредительный окрик, и по команде с мостика «Выбирать носовой (кормовой) продольный (шпринг)» выбирают соответствующий трос при помощи брашпиля, шпиля и швартовной лебедки.

Накладывать шлаги троса на работающий механизм не разрешается. Люди у механизмов должны быть одеты в специальное рабочее платье, исключающее случайное попадание одежды под шлаги троса. Нельзя допускать перенапряжения троса, так как при разрыве он может нанести повреждения находящимся поблизости людям. В связи с этим не разрешается стоять к натянутому тросу ближе 1м или находиться на линии его натяжения. По этой же причине не разрешается резко задерживать трос на кнехтах.

При потравливании троса с кнехтов иногда образуются калышки, в этих случаях трос необходимо взять на стопор и калышку разогнать.

По команде «Крепить швартовы!» на трос накладывают стопор так, чтобы он находился на линия натяжения троса или составлял с ней небольшой угол. Употреблять цепной стопор для растительных тросов не разрешается. При наложении стопора нельзя стоять к нему ближе 1 м, при отдаче — со стороны натянутого троса. Наложив и обтянув стопор, постепенно потравливают, а затем совершенно снимают шлаги троса с барабанов швартовных механизмов и крепят на кнехты восьмеркой (5—6 шлагов).

После этого под тросы в клюзах и киповых планках подкладывают шпигованные маты или старую парусину. На швартовные тросы между причалом и наружным бортом устанавливают металлические круглые диски -шиты от крыс.

Если все кнехты «берегового» борта заняты, а нужно подать дополнительный продольный швартовный трос через носовую киповую планку, то коренной конец швартова крепят на кнехты «морского» борта.

После окончания швартовки лишнюю длину тросов наматывают на вьюшки или укладывают в бухты, стопоры убирают на свои места, швартовные механизмы выключают и приводят в порядок все остальные части швартовного устройства.

Для сообщения с берегом устанавливают сходни или опускают забортные трапы достаточной крепости. Надежность сообщения с берегом проверяется старшим помощником капитана..

Для полной установки судна попеременно подтягивают к причалу то нос, то корму. Подтягивание судна к причалу всем бортом вызывает большое боковое сопротивление, поэтому возможен обрыв швартовов. При перетяжке судна вдоль причала необходимо избегать работы машиной, так как в этом случае также может произойти обрыв тросов и наматываиие их на винт. Перетяжку судна лучше производить при помощи швартовов.

Если дача хода машине необходима, то следует ослабить носовые и кормовые концы и в зависимости от направления движения одни концы подбирать, другие перетравливать, не допуская большой слабины и резкого натяжения швартовов.

Последовательность подачи швартовных тросов зависит от действующих внешних факторов, расположения стоящих у причалов судов и в каждом отдельном случае решается капитаном судна..

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Для выполнения этого маневра необходимо следующее:

· идти к причалу под углом 30—40° малым ходом или по инерции;

· отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75—100 м, продолжать идти к нему по инерция, потравливая якорь-цепь;

· подойти к причалу, задержать якорь-цепь, подать и закрепить носовой продольный и шпринг, руль положить в сторону от причала и дать передний ход;

· когда корма судна подойдет к причалу, застопорить машину, подать и закрепить кормовые концы.

Швартовка правым бортом в этих условиях принципиально не отличается от описанной выше.

Рис. 10.12 Швартовка лагом между судами.

Подход к причалу при прижимном ветре

При выполнении .маневра необходимо учитывать действие винта в сочетании с действием ветра и общим дрейфом судна, поэтому швартовка в таких условиях сложна и опасна и постановку судна следует производить при помощи буксировщика. В зависимости от условий существует несколько различных случаев швартовки.

Швартовка при слабом прижимном ветре

Если свободный дрейф судна с расстояния 1 —1,5 ело длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования, то при швартовке судна левым бортам в этих условиях необходимо:

идти « причалу малым ходом или по инерции под углом 20—30° с расчетом, чтобы при подходе к причалу расстояние от судна до него составляло 1—1,5 длины корпуса судна;

подойдя к месту швартовки на указанное расстояние так, чтобы нос судна по сравнению с кормой был 'более удаленным от причала. Развернуть нос судна на ветер, для этого руль положить право на борт и на короткое время дать ход вперед, затем для погашения инерции дать задний ход;

после погашения инерции судно дрейфует на причал с большим дрейфом носовой части. Для уменьшения его следует отдать со стороны «берегового» борта якорь и вытравить одну смычку якорь-цепи, в этом положении якорь-цепь идет под корпус судна, якорь сразу забирает и уменьшает общий дрейф. Регулируя натяжение якорь-цепи, можно плавно подвести судно всем бортом к причалу.

Рис. 10.13 Швартовка при слабом прижимном ветре.

Швартовка правым бортом в этих условиях не имеет существенного отличия. В обоих случаях нужно добиваться, чтобы судно дрейфовало в сторону причала всем бортом с наименьшей скоростью. Для предупреждения возможного повреждения причала необходимо, чтобы в момент навала судно не имело поступательного движения.

Швартовка с отдачей якоря при сильном прижимном ветре

Если у судна надежное якорное устройство, то даже при сильном прижимном ветре швартовку осуществляют с предварительной отдачей якоря. Для выполнения этого маневра необходимо:

идти к причалу курсом бакштаг правого галса малым ходом или по инерции под углом, близким к 90°;

перед началом швартовки отдать наветренный якорь (рассчитывая вытравить 5—6 смычек цепи), продолжать идти к причалу, потравливая якорь-цепь втугую и удерживая рулем и машиной корму судна на ветре;

 

Рис. 10.14 Швартовка судна при сильном прижимном ветре с отдачей якоря.

подведя нос судна к причалу, подать и крепить надежный шпринг и носовой продольный, руль положить в сторону причала, дать передний ход. регулируя ходами машины и рулем, сдерживать движение кормы судна к причалу, добиваясь плавного движения ее под ветер.