Композиция речи.

 

Для успешного публичного выступления недоста­точно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его изла­гать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завое­вать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция означает «составление, сочинение». В со­временном литературном языке оно имеет несколько значений:

Композиция — 1. Строение, соотношение и взаим­ное расположение частей. 2. Произведение (скульп­турное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.)

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребля­ются также близкие по смыслу слова построение, струк­тура.

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учиты­вается, как соотносятся между собой части выступле­ния, какое место занимает отдельная часть по отноше­нию ко всему выступлению.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи сни­жается, а иногда сводится к нулю.

Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория пред­полагала услышать рассказ о проходивших в то время Олимпийских играх, узнать о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпи­онов. Однако этого не произошло. В течение 8 минут оратор делал вступление — говорил об истории Олим­пийских игр, на изложение основной темы речи ему осталось лишь 2 минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало, и хотя оратор интересно рассказывал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недо­вольны, так как их ожидания не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотноше­ния между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставлен­ную перед ним задачу.

После написания плана оратору необходимо пора­ботать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наи­более распространенной структурой устного выступле­ния с античных времен считается трехчастная, вклю­чающая в себя следурощие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сооб­щения. Например, ученые многочисленными экспери­ментами доказали, что лучше всего усваивается и запо­минается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона пер­вого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому начало и конец речи, т. е. вступление и за­ключение, должны быть в центре внимания.