Рули и подруливающие устройства.

Судовой руль представляет собой крыло симметричного профиля. Как уже говорилось ранее, рули подразделяются: по способу соединения пера руля с корпусом судна на простые, полуподвесные и подвесные; по положению оси вращения относительно пера руля – не балансирные и балансирные. На управление судном оказывают значительное влияние геометрические характеристики пера руля:

1. SРплощадь пера руля. В общем случаи составляет 2% от подводной площади судна ( L*dСР)

2. λР – относительное удлинение руля. (; где hР высота пера руля.

3. δР – относительная толщина профиля поперечного сечения руля.

δР= lР/bР где lР – наибольшая толщина профиля,

bР– средняя ширина руля.

На одновинтовых судах устанавливается один руль, который располагается за винтом в диаметральной плоскости судна. Двухвинтовые и трех винтовые суда могут иметь один или два руля. В первом случае руль устанавливается в ДП, а во втором случае – симметрично за бортовыми винтами.

Положение руля относительно набегающего потока характеризуется углом перекладки руля aРи углом атаки a.

aР - - угол перекладки руля – называется угол поворота руля, измеренной в плоскости, перпендикулярной к оси баллера (до 350)

a – угол атаки руля – называется угол, образованный плоскостью симметрии руля и плоскостью, проходящей через ось баллера руля и совпадающей с направлением набегающего потока.

К подруливающим устройствам относятся:

· поворотные насадки;

· активный руль;

· подруливающее устройство;

· выдвижная движительно-рулевая колонка;

· поворотная колонка.

Действия этих устройств разбирались в первой части курса.