Буксирное устройство

Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служитдля буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленныекнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.

На судах буксирного типа или спасательных судах устанавливаются специальные буксирные устройства (рис. 31), состоящие и: буксирных автоматических лебедок, обеспечивающих эластичность буксировки воза (буксируемого судна) — стравливающих троспри его большом натяжении, а при слабине — автоматически подбирающих его.

На тех буксирных судах, на которых нет буксирных лебедок, буксирное устройство состоит из гака, на который крепится буксирныйтрос, и буксирных арок, направляющих буксирный трос и защищающих от него людей и оборудование, расположенное на верхнейпалубе буксируемого судна.

Для буксировки методом толкания (вплотную с кормы буксируемого судна) буксиры-толкачи имеют в носу упорные балки и специальные устройства — автосцепы, автоматически соединяющиеся и разъединяющиеся с помощью рычагов, управляемых из рубки.

Буксиры-толкачи с автосцепами — наиболее удобный и экономичный способ соединения судов в возы. Этот способ быстро вытесняет технически несовершенную тросовую учалку судов, в особенностина речных судах.

Рис3.8. Схема буксирного устройства судна.

1– буксирная лебедка; 2 – буксирный гак; 3 – промежуточный клюз с наметкой; 4 – буксирный трос от лебедки; 5 – буксирный трос от гака; 6 – буксирная арка; 7 – буксирный клюз; 8 – буксирный трос при буксировке на коротком буксире.