Экономическая основа местного самоуправления
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) находящееся в муниципальной собственности имущество;
2) средства местных бюджетов;
3) имущественные права муниципальных образований.
Впервые понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР № 443-1 от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР», где в ст.2 впервые было определено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций). В настоящее время этот перечень собственности дополнен такими ее формами, как смешанная собственность, собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства.
В ст.8 Конституции РФ, принятой 12 декабря1993г, муниципальная собственность признается наряду с другими видами собственности, но не дается определение этого понятия... Оно сформулировано в ст.215 Гражданского Кодекса РФ: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».
Таким образом, муниципальные образования могут обладать определенным имуществом на праве собственности, то есть реализуют в отношении этого имущества правомочия владения, пользования и распоряжения. Иные правомочия собственника, в частности, право управления собственностью, право передачи имущества в доверительное управление и другие, представляют собой лишь способ реализации одного из вышеназванных «классических» правомочий собственника, либо и вовсе комбинацию отдельных действий в рамках этих правомочий.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ разделяет муниципальное имущество на: имущество муниципальных образований – поселений, имущество муниципальных образований – городских округов и имущество муниципальных районов (рис. 11 и 12).
Например, в собственности муниципального образования город Тула находятся следующие предприятия и учреждения:
- МУП «Тулагорводоканал», оказывающий услуги по водоснабжению населения;
- МУ «Комсомольский парк культуры и отдыха (Александровский парк)», являющийся местом отдыха зареченцев;
- МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Тулы», обеспечивающее экстренную медицинскую помощь тулякам и другие муниципальные объекты..
Второй составляющей экономической основы местного самоуправления является местный бюджет. Согласно ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом 131 –ФЗ.
Местный бюджет имеет доходную и расходную части. Доходы местных бюджетов включают две составляющие:
- собственные доходы, закрепленные законодательством и включающие, в свою очередь, налоговые и неналоговые доходы;
- межбюджетные трансферты, включающие дотации, субвенции, субсидии и прочие межбюджетные трансферты, получаемые от государства в порядке бюджетного или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.
Так, для двух муниципальных образований Тульской области сведения о местных бюджетах представлены в табл. 6. Для сравнения: в среднем по Тульской области на одного жителя приходилось 12 961 руб. доходов бюджета
Таблица 6.