Теории государства

Тема 2. Природа и типология государства

2.1. Теории государства.

2.2. Государство как субъект управления.

2.3. Форма государства.

В истории общественной мысли было предпринято немало попыток сформулировать понятие государства, выделив его характерные черты. Это нашло отражение в рассмотренных ранее теориях происхождения государства и сформировавшихся на их базе современных теориях государства.

В современном государствоведении выделяют пять таких теорий.

1. Теологическая теория провозглашает, что государство было создано Аллахом через его посланника – пророка Мухаммеда. И сегодня вселенский суверенитет принадлежит Аллаху, который руководит всей деятельностью государства через назначенных им людей (халифов). Поэтому государство должно строиться по типу халифата, воплощая волю Аллаха. Теологическая теория распространена во взглядах сторонников исламского фундаментализма.

2. Классическая теория рассматривает государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения, и, по сути, указывает на условия существования государства. Этой теории придерживаются западные политологи, занимающиеся вопросами международного права.

3. Юридическая теория господствовала в науке до первой мировой войны (1914 г.), рассматривая государство как систему правоотношений, позволяющую ему выступать в качестве юридического лица.

4. Социологическая теория государства получила наиболее широкое распространение в мире. В ней, как и по вопросу возникновения государства существуют школы двух направлений:

а) марксистского и

б) немарксистского толка.

В марксистских школах государство рассматривается как орган диктатуры определенного класса или демократической диктатуры народа (например, в современном Китае). Эта диктатура при социализме постепенно отмирает, поэтому государство носит временный характер. В условиях коммунизма государство должно замениться безгосударственным коммунистическим общественным самоуправлением. Теория родилась в СССР, сегодня является государственной в Китае, Лаосе, Вьетнаме, КНДР, на Кубе.

В немарксистских социологических школах наибольшее распространение получило определение государства, объединяющее юридические, экономические и политические признаки. Так, государство понимается как юридическая персонификация населения страны, выступает в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, общественными объединениями и личностями, а также создает различные государственные нормы и институты, чтобы способствовать деятельности экономических структур.

При этом оно:

1) перестает регулировать только экономику своей страны, вовлекаясь в открытую экономику мирового сообщества;

2) превращается из кейнсианского «государства всеобщего благоденствия» в «государство, благоприятствующее труду» по определению Й. Шумпетера;

3) должно иметь также ключевым звеном административную, т.е. управленческую систему, органы которой должны быть связующим звеном между государством и экономическими институтами.

Приверженцами этой школы являются как западные, так и азиатские политологи.

5. Технико (информационно) - кибернетическая теория – новейшая теория государства, рассматривающая государство как часть глобальной мировой информационной системы. При принятии решений в управлении применяются технологии, позволяющие просчитывать различные варианты и обеспечивать прямую и обратную связь государственных органов с населением.

Поэтому одной из проблем современного государства в рамках этой теории является соединение демократии и технократии (власти специалистов) в общих целях государственного строительства.