Краткие характеристики теорий происхождения государства

Название теории Идея теории Представители Время рождения теории, годы
1.Теологическая теория Государство – продукт божественной воли Фома Аквинский (религиозный деятель средневековья), Маритен, Дабен 1225-1274;     наше время - католическая церковь, ислам
2.Патриархальная теория Государство – продукт развития семьи Аристотель, Покровский М.Н., Михайловский М.Н. III век до н.э; - историки досоветской России
3.Договорная теория Государство – продукт общественного договора Раннебуржуазные мыслители: Г.Гроций, Т.Гобсс, Д.Локк, Б.Спиноза Ж.Ж.Руссо, А.Н. Радищев     XVII-XVIII в.в.
4.Теория насилия Государство – продукт насилия и порабощения одних племён другими Е. Дюринг, Л. Гумилович, К. Каутский XIX в.
5.Органическая теория Государство – продукт социальной революции, которая является результатом естественного отбора Г. Спенсер, Вормс, Прейс XIX в., вторая половина
6.Материалисти-ческая теория Государство – продукт естественного экономического развития первобытного общества Л.Морган К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин,   XIX- ХХв .в.
7.Психологичес-кая теория Государство – продукт особенностей человеческой психики Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд XIX– XX в.в.
8. Патримониаль-ная теория Государство – продукт собственности правителя на землю К.Л.Галлер ХХ в.
9. Ирригационная теория Государство – продукт строительства ирригационных сооружений в первичных городах-государствах Э.Виттфогель ХХ в.

2. Патриархальная теория считает, что государство является продуктом разросшейся первобытной семьи, в которой власть государя есть власть отца (патриарха), поэтому всякое сопротивление ему недопустимо. Монарх в государстве, как и отец в семье не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети.

В России эта теория и сложившийся в течение веков уклад государственно-правовой деятельности сформировали у народа менталитет, в соответствии с которым традиционно надежды, чаяния, успехи и неуспехи связываются с царём, вождём, генсеком, президентом и другим высшим должностным лицом государства.

3. Договорная теория объясняет, что в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок и возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передав ему часть прав. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и ответственности за их выполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, а также защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны платить налоги, соблюдать законы и т.п., имея при этом право на защиту своей свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними, в т.ч. путем их свержения.

Это глубоко демократическая концепция, обосновывающая естественное право народа на свержение неугодного режима, в то же время она - весьма идеалистична.

4. Теория насилия опирается на факты, свидетельствующие о том, что многие государства появились в результате завоевания одним народом другого – ранние германское, венгерское и другие. То есть государство создаётся для порабощения завоёванного племени или народа, но при условии определённого экономического уровня развития общества завоевателя.

5. Органическая теория возникла во второй половине Хвека под мощным влиянием идей естественного отбора в природе , высказанных Чарльзом Дарвином.

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (т.е. естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. То есть органическая теория государство сравнивает с биологическим организмом.

6. Материалистическая теория объясняет возникновение государства как естественное экономическое развитие первобытного общества, которое создает материальные условия возникновения государства и определяет социальные изменения в обществе, в т.ч. возникновение классов и непримиримую классовую борьбу. Государство возникает как орудие подавления господствующим классом других классов и перестаёт существовать при исчезновении классов.

Следует отметить противоречие этого тезиса. Сегодня с фактическим исчезновением классов государство не исчезло, а завоёвывает новые сферы жизнедеятельности.

7. Психологическая теория исходит из того, что появление государства является результатом свойств человеческой психики – потребности подчиняться, подражать, сознавать зависимость от элиты и т.п.

8. Патримониальная теория объясняет происхождение государства необходимостью охраны земельной собственности, когда правитель господствует над территорией в силу своего исконного права на собственность, народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителя.

9. Ирригационная (гидравлическая) теория. Современный немецкий учёный Э. Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других первичных городах-государствах.

Таким образом, каждая из теорий отражает те или иные предпосылки возникновения государства. Поэтому в отечественной науке доминирует многофакторный подход, объясняющий первоначальное возникновение государства действием многих причин.