Церковная политика государства в первые годы советской власти

Следует сказать несколько слов о том, как относились к религии основоположники марксизма, ибо именно это отношение, в конечном счете, определило судьбу православия в Советском Союзе. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали тезис о том, что религия - это средство угнетения человека власть имущими. Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о религии как опиуме для народа. Развивая эту мысль, В.И. Ленин писал, что религия - один из видов духовного гнета, который есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Здесь со всей наглядностью выступает не скрываемая марксистами жесткость, принципиальное идеологическое неприятие любой религии как таковой. Считая ее элементарной, по их выражению, надстройкой над базисом (социально-экономическими отношениями), они резонно полагали, что в условиях нового базиса (светлого будущего социализма и коммунизма после пролетарской революции) никакой религии просто нет места. Сторонники этой теории, захватившие власть после переворота 1917 г., ревностно уничтожали все, что было связано с религией. Это было неслыханным в истории насилием над человеком, над его внутренним душевным миром.

Находясь в плену марксистских представлений, В.И. Ленин первое время был всецело убежден в том, что он покончит с Церковью одним ударом — попросту лишив ее собственности. В январе 1918 г. публикуются тезисы декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, окончательная версия которого известна под названием декрета 20 января (1918 г). По этому декрету Церковь лишалась всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. При этом прекращались всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям. Отныне религиозные общества могли получить необходимые для совершения богослужения здания и «предметы» не иначе как на условиях «бесплатного пользования» и с разрешения местной или центральной властей. При этом, однако, полученное Церковью «в бесплатное пользование» имущество подлежало налогообложению (по статьям, предусмотренным для частного предпринимательства!). Декрет 20 января — классическое свидетельство попытки В.И. Ленина дословно следовать учению К. Маркса о религии как духовной надстройке на материальном базисе. Следует убрать этот базис — имущество и средства доходов Церкви, и Церковь отомрет сама по себе. К этой же категории относится зачисление духовенства в число лишенцев, которые при карточной системе эпохи военного коммунизма обрекались на голодную смерть, если бы не помощь верующих.

Еще одним способом борьбы государства с религией была яростная атеистическая агитация, которая фактически выражалась в глумлении над святынями русского народа. Пример тому повсеместное вскрытие мощей святых угодников Божиих. Вскрытие проводили специальные комиссии в присутствии священнослужителей, составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный обман и подделку. Например, в 1920 г. в Совнарком была подана жалоба об оскорбительном для верующих поведении участников вскрытия мощей преподобного Саввы Сторожевского. В ней говорилось, что грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы, останки коего составляют святыню русского народа. Показательна судьба тех пастырей и церковно-общественных деятелей, кто осмелился подать жалобу, они получили разные сроки тюремного заключения.

К 1921 г. стало ясно, что Церковь отмирать не собирается, и тогда уже начинают применяться меры прямого централизованного преследования. Например, государство с успехом использовало голод в Поволжье и на Украине для усиления гонений на Церковь. Дело в том, что в течение гражданской войны запасы зерна в восточных районах, подверженных периодическим засухам, были истощены, и засуха 1920-1921 гг. привела к небывалому голоду во всей стране, который продолжался от лета 1921 г. до лета 1922 г. В августе 1921 г. Патриарх Тихон обратился с призывом о помощи к главам разных христианских церквей за пределами России. В то же время был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Однако по распоряжению правительства комитет этот был закрыт, а собранные средства переданы правительственному комитету помощи голодающим. Затем 23 февраля вышло постановление ВЦИК, в котором он «предлагает» местным Советам изымать у церквей уже «все драгоценные предметы» без всякого исключения. Вследствие этого была развернута масштабная акция по изъятию церковных ценностей. Патриарх благословил сдавать церковные ценности за исключением предметов, имеющих богослужебное употребление. Тут же в антицерковной печати Патриарха обвинили в «алчности золота и нежелании помогать голодающим».

Об истинных причинах изъятия церковных ценностей становится ясно из «строго секретного» письма В.И. Ленина Молотову. В нем говорится: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией... Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления... декрету». Из письма видно, что меньше всего его автора заботила судьба голодающих. Речь идет лишь о том, чтобы извлечь для власти выгоду из этой трагедии.

Судьба митрополита Петроградского Вениамина является ярким примером того, что в своей борьбе с Церковью правительство руководствовалось не заботой о голодающих. Молодой хорошо образованный митрополит был слишком популярен среди рабочих и молодежи, что делало его фигуру неприемлемой для «диктатуры пролетариата». Идя навстречу в решении вопроса об изъятии ценностей, митрополит, отказывался быть пешкой в руках властей. В письменном заявлении властям он указывал, на каких условиях даст благословение на изъятие богослужебных предметов, являющихся такой святыней, что и верующему нельзя к ним прикасаться «непосвященной рукой». Между митрополитом Вениамином и горсоветом Петрограда было достигнуто соглашение, согласно которому изъятию подлежали все церковные ценности, но верующие могли заменять их суммами собранных между собой денег, соответствующими стоимости священных предметов. В результате изъятие в Петрограде прошло так гладко, что начальник городской милиции благодарил за это митрополита в официальном докладе. Однако через несколько дней митрополит Вениамин и ряд видных церковных деятелей Петроградской епархии были арестованы, а через некоторое время приговорены к смертной казни. Это стало только одним из проявлений новой волны террора, направленного против Церкви в связи с голодом и изъятием церковных ценностей.