Период гонения монашества в XVIII в.

В начале XVIII столетия наступает для монашества вековой период гонений. При Петре I сложилась система абсолютного государственного верховенства над Церковью. Управление Церковью стало государственным, духовенство отныне несло службу «духовнаго чина», оно было обязано доносить о грехах против государства и не должно было иметь влияние на народ, запрещалось посещать дома прихожан в праздники. Особенно резки меры против монастырей. Петр именует их «гангреной государства». «Духовный Регламент» Петра I прямо ставил задачей власти сдерживание численного роста монашества, «дармоедов и суеверов», по его мнению. Частые случаи насильственного пострижения также отражались на упадке нравов. Закрывается множество монастырей. За указами Петра, направленными против монастырей, следует и указ Екатерины II 1764 г. «о секуляризации церковных земель». Монастыри обезлюдели. С момента отнятия земель и вотчин богатые обители обеднели до крайности, а средние закрылись. Во многих монастырях церкви нередко стояли без глав и крестов. Крыши их прорастали мхом, кельи, подкосившись, стояли на подпорах, ограды были полуразрушены. Отсутствовали иеромонахи, и приходилось приглашать белого священника. В монастырях доживали престарелые и больные, но иногда все «разбродились розно» и монастырь закрывался уже сам собою. Обездоленное и обезкровленное монашество являло теперь жалкую картину распада.

Однако во второй половине XVIII в. Святейший Синод принимает меры к поднятию уровня нравственности в монастырях, поощряет формирование ученого монашества. Согласно «Духовным штатам» в мужских монастырях 1-го класса полагалось 33 монаха, во второклассных — по 17, в третьеклассных — по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях имелось от 52 до 101 монахини, в иных — по 17. Монастыри штатные существовали на средства от государства, заштатные монастыри — на доброхотные приношения и пожертвования верующих. В каждом монастыре имелись также послушники (которые готовятся к принятию иночества, но в любой момент могут покинуть монастырь), из их числа по разрешению Синода избирались кандидаты к пострижению. Тогда же было разрешено создание женских обителей, в которых насельницы не принимают монашеских обетов, но исполняют все правила монашеского общежития. В XIX в. более 100 из них были преобразованы в женские монастыри.

Но все же возрождение русского монашества связано, прежде всего, не с деятельностью государства, а с хранящимся в народе благочестием и оживлением монашества изнутри. Из векового периода гонений иночество вышло очищенное и обновленное в прежней своей духовной красоте. В эту эпоху, когда преследовалось духовное начало, когда монастыри пустели, духовно одаренные натуры должны были замыкаться внутри себя, уходить в скрытую для мира внутреннюю жизнь. Таким образом, сохранилось и истинное понятие о духовном подвиге, и в незаметных углах созревали избранники Божии, в тайном подвиге выковывавшие силу духа, благодаря которым и могла с окончанием гонений возродиться истинная монашеская жизнь.

Упомянем двух одноименных подвижниц, имевших отношение к возрождению русских монастырей. Старец Досифей, подвизавшийся в Киеве, благословивший преподобного Серафима Саровского на иноческий подвиг и давший ему заповедь о непрестанной памяти Божией и творении Иисусовой молитвы. Был в действительности девицей, в миру Дарьей Тяпкиной из дворянского рода Рязанской губернии (род. в 1721 г). По обстоятельствам времени она была вынуждена в одежде инока скрываться в пещере близ Китаевской пустыни. Благочестивая императрица Елизавета Петровна лично посетила подвижницу и приказала ее постричь, узаконила ее существование. Тайну свою старец Досифей сохранил до конца своейжизни. В последние годы у блаженного «старца» келейничал Феофан (позднее архимандрит, настоятель Новоезерский), которого старец Досифей направил в Молдавию - центр духовного возрождения, возглавленного Паисием Величковским. Там Феофан приобрел знакомства и связи в мире истинных подвижников. Вернувшись в Россию, Феофан застал еще в живых старца Досифея и был при нем до его блаженной кончины. А вскоре Феофану привелось келейничать у митрополита Гавриила Санкт-Петербургского, которому он и порекомендовал известных ему подлинных подвижников и делателей духовной молитвы из Молдавии в настоятели возобновляемых обителей. Таким образом, создались очаги, откуда распространилось общее возрождение монашества.

Другая блаженная инокиня того же имени - Досифея, княжна Августа Тараканова, законная дочь императрицы Елизаветы от ее брака с Разумовским, была пострижена насильно в 1785 г. императрицей Екатериной II. Она пребывала в затворе в Ивановском монастыре в Москве. Оптинский настоятель архимандрит Моисей, тогда еще послушник, бывал у нее, пользовался ее наставлениями и видел у нее в келье акварельный портрет императрицы Елизаветы. Монахиня Досифея направила Мотсея к наместнику Новоспасского монастыря иеромонаху Александру и его другу архимандриту Филарету, ученикам Паисия Величковского. Там был один из тех центров, откуда распространялось умное делание, т.е. сердечная молитва. Затем, по совету матери, Досифеи, будущий Оптинский настоятель отправился в Саров, где тогда подвизался преподобный Серафим, давший ему драгоценные наставления.