Значение Киево-Печерского монастыря для Русской Церкви.

Киево-Печерский монастырь в домонгольское время имел высокое церковное значение. Он был прототипом в устройстве монастырской жизни в других монастырях этого времени. В нем сосредоточивалось главным образом духовное просвещение в домонгольское время. Здесь возникла, по сути, духовная школа. Многие деятели на поприще духовной письменности — святые Феодосий, Иаков, Нестор, Симон, Поликарп и другие — были иноками этой обители. Именно здесь зародилось общерусское национальное летописание, были заложены традиции древнерусской агиографии. В это же время появились первые оригинальные произведения древнерусской церковной письменности, например, блестяще написанное «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. Много содействовал этот монастырь и распространению святой веры через своих подвижников: просветители Ростова Исайя, Леонтий и Авраамий были подвижниками этого монастыря; из его же стен вышли святой Кукша, Никон Сухой, Евстратий и Герасим, просветитель Вологодского края. Для церкви в эту эпоху Печерский монастырь сделался рассадником высшего духовенства: более 50 его иноков занимали епископские кафедры, многие были игуменами в других монастырях. Громадное влияние имел Печерский монастырь и на общественную нравственность. На поклонение его святыням стекались со всех концов Руси богомольцы и здесь проникались тем духом благочестия, какой господствовал в лавре. Этот же дух разносился отсюда и его подвижниками, занимавшими в других местах церковные должности; он проникал в народную жизнь и вместе с творениями иноков этого монастыря. Этим влиянием монастыря на общественную нравственность объясняется тот факт, что благочестие в народе принимало аскетический оттенок, и монастырь в народном сознании был местом исключительно святым. Отсюда вытекало стремление многих лучших людей того времени поступать в монастырь или, по крайней мере, перед смертью постригаться в монахи.