Синодальный период для Русской Церкви.

В сравнительном сопоставлении с прежними периодами Русской Церкви нужно признавать объективно синодальный период — периодом ее восхождения на большую высоту почти по всем сторонам ее жизни. Весь послепетровский имперский период очевидно, наиболее ценный, самый блестящий и славный период России. Русская церковь почти десятикратно возросла количественно. Она окончила свой императорский период при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами. Числилось в ней: свыше 50 тысяч церквей, — 100000 духовенства, до 1000 монастырей с 50000 монашествующих. Она обладала 4-мя Духовными академиями, 55 семинариями, со 100 духовными училищами, 100 епархиальными училищами, с 75000 ежегодно учащихся.

Этот количественный рост результат систематического внутреннего и внешнего миссионерства Русской Церкви. Миссионерские приобретения вне наследственного прироста православного русского населения, должны быть исчисляемы в несколько миллионов. Но в краях и областях, вновь присоединявшихся к России, миссионерское наступление было более активным. В процессе трех разделов Польши и воссоединения с Православием исконно русского населения, в свое время искусственно завлеченного в унию, русское население в количестве около 5 миллионов постепенно было возвращено к Православию. С постепенным завоеванием Кавказа началось восстановление бывшего там, в древности христианства. В Казанском крае крещено-татарская миссия перешла на практику переводов православного богослужения на инородческие языки, что уже само собой принято как бесспорное правило при добровольных массовых переходах в Православие в середине XIX века из лютеранства латышей, эстов и финнов (карелов). Перешагнула русская православная миссия и через границы России: в Японию, в Северную Америку и даже в Персию (Урмия). Именно внутреннее возрастание сил и форм жизни Русской Церкви является фактом исторически более значительным, «выводящим ее из границ скромного национально-замкнутого существования на широкую дорогу вселенского подвига и вселенской ответственности».

В свою раннюю пору Русская Церковь явила в себе наличие могучих христианских сил, но была еще во многом «богословски младенчествующей». Овладев за синодальное время техникой и методикой научно-богословского знания, она быстро стала самой высокой, самой сильной частью. С этой точки зрения крутая, революционная реформа Петра Великого была «благодетельным страданием» для Русской церкви, стимулировавшим ее творческие силы. Просветительно-богословский подъем сил Русской церкви в этот период возрос еще и в связи с таким оригинальным культурным явлением, как светские богословы, ставшие творцами в области православного богословия и религиозной философии. Параллельно с этим должна быть поставлена и религиозно-православная стихия в русской литературе, ставшей всемирной. Христианское дыхание нашей литературы на весь мир есть прямое детище тысячелетнего воспитательного воздействия Русской церкви. Вслед за литературой мир увидел православное излучение и в русском художественном творчестве, в некоторых отношениях вершинном достижении русской иконописи и по всей линии художественного творчества: в музыке, в архитектуре, в культе и культуре. Вообще Русская церковь выявила такое множество творческих ценностей, что ее первенствующая роль среди православных Церквей не подлежит сомнению.

В оценке развития Русской церкви, мерилом всех времен является святость. Украшая родную землю высоким титулом «Святой Руси», Церковь оправдывала канонизациями святых, число которых ко времени Петра возросло до 230, а вместе с местночтимыми именами даже и до 500. Стеснительный контроль петровского законодательства временно остановил официальные канонизации. Но всенародное, соборное почитание чтимых подвижников православного благочестия с казенным законодательством не считалось. Церковная власть прославила за весь синодальный период всего десять новых имен, а частные опыты собирания сведений и данные церковных журналов выявляют более ста новых кандидатов для канонизации. Другим наглядным свидетельством обилия святости на Руси было монашество. Секуляризационное давление императорских правительств только на опыте проверило необыкновенную живучесть русского монашества и даже повело к новому его расцвету. Отобрание земельных владений и закрытие части монастырей побудило в монашестве энергию трудового приспособления и даже послужило толчком к духовному его возрождению в форме прославленного старчества.

По всем внешним и внутренним признакам, можно увидеть в синодальном периоде высшее исторически-восходящее выявление духовных сил и достижений Русской Церкви.

 

Тема 7. Монашество и монастыри на Руси.

 

Основоположники русского монашества святой преподобный Антоний Печерский. Феодосий Печерский - законодатель русского монашества. Значение Киево-Печерского монастыря для Русской Церкви. Другие монастыри XI-XIII вв. Причины быстрого умножения монастырей в XIV – XV вв. Святой преподобный Сергий Радонежский и значение основанной им обители. Русские подвижники и монастыри XIV-XV вв. Общественное значение монастырей. Состояние монашества XV в. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, их уставы. Монашество в XVI- XVII вв. Подвиг юродства. Период гонения монашества в XVIII в.Заслуги для возрождения монашества преподобного Паисия Величковского, святителя Тихона Задонского, митрополита Гавриила Петрова. Расцвет старчества в XIX в. Святой преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский.

Первые монастыри на Руси появились тогда, когда монашество прошло уже длительный, в несколько веков исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя, Святой горы Афон, разработало правила подвижничества, создало великую аскетическую литературу, испытало практикой различные формы устроения монашеской жизни.

 

Основоположники русского монашества святой преподобный Антоний Печерский.

Очень естественно, что вслед за Крещением земли Русской, как сообщает летопись, на киевских горах появились монастыри и черноризцы. Они явились вместе с первыми пастырями, пришедшими к нам из Греции. Кто жил и подвизался в первоначальных киевских монастырях, сведений не сохранилось, но, вероятно, жили не одни греки, а вместе и русские, судя по количеству монастырей. Равным образом есть известия, что не в одном Киеве, и в других областях России устраивались тогда обители. В Киеве и Новгороде монастыри были созидаемы то князьями, то иерархами, в некоторых других местах основателями обителей явились частные лица — подвижники. По летописям видим, что особенно с середины ХII в. «стали умножать у нас число монастырей и с большою ревностью».

Основоположником русского монашества является преподобный Антоний Печерский, подвизавшийся в XI в. На Афоне, где был пострижен Антоний, еще были теплы предания преподобного Афанасия Афонского, отличавшегося великим состраданием к ближним, только что перед этим преставившегося (+ 1000 г.). Здесь Антоний мог наблюдать все внешние виды монашеского подвига: житие киновиальное и отшельническое. Что касается до внутреннего состояния современного Антонию монашества, значение его было очень велико, ибо оно служило коррективом, исправлявшим все частные и общие недостатки своей эпохи. Профессор И.Соколов, отмечая значение византийского монашества, говорит, что жизнью своею они являли пример того, как должен жить христианин, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Кроме того, к ним обращались все слои общества за наставлениями. Затем монахи выступали как безбоязненные обличители неправды.

Другое дело иноков - этостояние за догматы, каноны и церковные постановления, соблюдение которых они считали обязательным для всех, как для царей, так и для простолюдинов. Далее выступает миссионерская деятельность. Так, преподобный Никон возвращал к Христу народы, побывавшие под властью мусульман и утратившие понятие о религии. Затем известны Кирилл и Мефодий - просветители славян. Грузинские подвижники на Афоне перевели ценные рукописи и, благодаря этому, внесли в Грузию свет просвещения. Другая заслуга монашества - это учреждение всевозможных школ, начиная от народных вплоть до богословских академий. За этим следует устройство библиотек и переписывание десятками тысяч необходимых священных книг для народа, а также и драгоценных рукописей и снабжение ими прочих книгохранилищ в Византийской империи. Среди всех трудов, иноки находили время и для научных занятий. Что же касается доблаготворения, то виды этой деятельности неисчислимы: здесь и приюты для сирот, и богадельни, и странноприимницы, и больницы.

Но главным делом монашествующих было молитвенное заступничество, благодаря которому бывало, спасение не только в частных, но в государственных бедствиях. Бесчисленны случаи исцелений больных, укреплявшие веру. Наконец, иноки давали из своей среды высших церковных иерархов. Таков был дух восточного монашества, современный Антонию Печерскому. Дух этот преподобный Антоний передал своему верному ученику Феодосию, который и провел в жизнь заветы своего старца созданием монастыря с общежительным строем и служением миру в духе евангельской любви. Сам же Антоний, уклоняясь от мира, предался высшему созерцательному подвигу и завершил свое житие в затворе.

Преподобный Антоний был родом из Любеча Черниговской области. В юношеском возрасте отправился на Афон, как уже говорилось, где и принял монашеский постриг. Возвратившись в Киев, преподобный обходил все киевские монастыри, но ни в одном из них не захотел остаться. Антоний решился подвизаться в одиночной пещере, в которой и стал проводить время в посте, молитве и физических трудах. Молва о святом подвижнике распространилась, и одиночная пещера Антония стала оживляться приходившими к нему для получения благословения. А некоторые личности желали подвизаться в пещере под руководством опытного подвижника. Самым ранним пришельцем в пещеру Антония был пресвитер Никон, неизвестный по происхождению. По благословению Антония Никон постригал желавших подвизаться в его пещере. Наиболее замечательными сподвижниками после Никона были: преподобный Феодосий, Варлаам, сын знатного киевского боярина, Ефрем, евнух великого князя Изяслава, и Моисей Угрин, слуга святого князя Бориса и другие. Пещера Антония, по мере поселения в ней новых подвижников, расширялась: в ней устроились новые кельи и была построена церковь. Когда пещера приняла вид настоящего монастыря, Антоний поставил вместо себя игуменом Варлаама, а сам, ради подвигов уединения, удалился на соседний холм и ископал себе там новую пещеру. Но при всем своем затворничестве, Антоний не чуждался людей. В важных случаях приходили к нему из монастыря за советами, по временам стекались к нему и миряне, и он давал им благословение. Не входя во внешнее управление монастырем, Антоний остается его руководителем.

При Варлааме число подвижников продолжало возрастать, и Варлаам, с разрешения и благословения Антония, начал выселяться с ними из пещеры. Великий князь Изяслав отдал подвижникам всю гору над пещерой. Они построили над ней новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери и многие кельи; обнесли все это тыном, и, таким образом, с 1062 г. начался в собственном смысле Печерский монастырь, получивший свое название, как говорит летописец, оттого, что подвижники его первоначально жили в пещерах. Как только возник монастырь, великий князь Изяслав взял из него игумена Варлаама для игуменства в построенный им монастырь святого Димитрия. По благословению Антония, игуменом Печерского монастыря был избран преподобный Феодосий. Преподобный Антоний и после удаления в затвор оставался высшим духовным руководителем этой монашеской общины. И в Печерском монастыре во всех случаях обращались к Антонию, и он возвещал волю Божию. Благодаря общению с Востоком, русская духовная жизнь была своего рода отражением его духовной жизни, и процветавшая там традиция старчества передавалась и нам.

Еще при жизни преподобный Антоний был прославлен даром чудес и прозорливости. Киевские князья высоко ценили этого подвижника, признавали силу его влияния на народ. Преставился святой Антоний в той самой пещере, в которой подвизался в последнее время, по удалению от Печерской братии (1073).

В игуменство преподобного Антония и его преемника Варлаама Печерский монастырь имел форму отшельнического монастыря. Подвижники его, находясь под руководством игумена, не имели общего устава, который бы регулировал их жизнь, как общественно-монастырскую, так и келейную. Каждый из них сам заботился о средствах своего существования, каждый по-своему устанавливал себе келейное правило. Но в игуменство Феодосия Печерский монастырь получил общежительное устройство.

Как говорит профессор Е. Смирнов: «Отцы русского монашества, преподобные Антоний и Феодосии Печерские, были подвижниками разных типов: первый, афонский постриженик, был созерцатель-отшельник, второй, постриженик уже Антония, соединял с созерцанием и великими подвигами выдающийся практический и организаторский талант. Время его правления (1062 - 1074), несомненно, лучшая пора в истории Печерского монастыря, а вместе с тем и в истории русского монашества первого периода».