Смута. Патриотическая деятельность первых русских Патриархов Иова и Гермогена
Деятельность первых русских Патриархов совпала с тяжелой эпохой для Русской Церкви и государства, вошедшей в нашу историю под именем Смутного времени. В это трудное время первые русские Патриархи Иов и Гермоген вели широкую патриотическую деятельность в борьбе с врагами Церкви и государства. Патриарх Иов родился в семье посадских людей в городе Старице. По свидетельству биографа, он украшен был и учением, и благочинием, и благочестием, так что не было в то время человека, подобного ему по достоинствам. Церковная деятельность Патриарха выражалась в заботе о распространении христианства среди инородцев Сибири и Казанского края, дисциплинарных мерах по улучшению нравов духовенства. Исправление текста богослужебных книг также было предметом забот Патриарха. Но в этом случае его старания не могли сопровождаться успехом вследствие ненадежных приемов исправления текста посредством сопоставления одних славянских текстов с другими, без проверки с греческими. Но самая важная сторона деятельности патриарха Иова носила патриотический характер.
После смерти бездетного царя Феодора Иоанновича в 1598 г. не осталось ему преемника. Брат его царевич Дмитрий трагически погиб в Угличе в 1591 г. Царская династия Рюриковичей пресеклась. Патриарх Иов выступил за избрание на царство Бориса Годунова, шурина почившего государя. Утвердившись на престоле, Борис Годунов начал преследование своих политических противников - видных московских бояр. Тяжелая опала постигла семейство бояр Романовых. Старший из братьев Романовых, Федор Никитич, был насильственно пострижен в монашество (с именем Филарет) и отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Постриг обязаны были принять его жена и даже теща. Детей, Татьяну и Михаила (будущего царя), отправили в ссылку на Белоозеро.
Впоследствии Патриарх Иов включился в активную борьбу с самозваным претендентом на русский престол Лжедмитрием I, которого поддерживала Польша. В грамотах Патриарха к пастве указывалось, что пришествие Лжедмитрия во главе польских войск означает насаждение на Руси католичества и представляет угрозу православию. Лжедмитрий, подходя к Москве, потребовал от правящих кругов признания его царем и пригрозил расправой всем, кто выступит против него. Патриарх Иов отказался присягать самозванцу и венчать его на царство, более того, он призвал проклясть его. За это Собор русских архиереев, сославшись на старческий возраст и слабость Патриарха, сместил святителя Иова с Престола, в июне 1605 г. он был сослан в Старицкий монастырь. Там Патриарх Иов прожил около двух лет и 10 июля 1607 г. скончался. За свою непоколебимую твердость на благо Церкви и отечества Иов вполне заслужил имя истинного патриота.
20 июля 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву и вступил на трон Рюриковичей. В глазах православного русского народа самозванец старался казаться таким же и скрывал свое католичество. По вступлении в Москву новый царь поторопился назначить Патриарха и сделал это без соборного избрания, тем самым показав явное неуважение к законам Православной Церкви. Патриархом назначен был Рязанский архиепископ Игнатий. Это был грек, занимавший прежде архиепископскую кафедру на о. Кипре. Вынужденный бежать из отечества, он некоторое время жил в Риме и в дальнейшем с симпатией относился к католицизму. Видимо этим он и привлек самозванца.
Неправославность монарха обнаружилась, когда встал вопрос о его бракосочетании с католичкой Мариной Мнишек. Русские архиереи – в первую очередь Казанский Гермоген и Коломенский Иосиф - решительно требовали, чтобы невеста царя торжественно приняла православие прежде вступления в брак, Игнатий был уступчивее. Он совместил три обряда: Марина одновременно была венчана браком и на царство и принята в православие. Обряд устроил обе стороны: поляки посчитали, что Марина сохранила веру предков, а для русских он стал знаком обращения в православие. В глазах католиков миропомазанием она лишь венчалась на царство как королева, а для православных - принята в православие. Невеста царя, исполнив обряд присоединения к православию, осталась в душе католичкой. Игнатий дозволил ей иметь свою капеллу и исполнять все обряды римской церкви.
Заняв престол, Лжедмитрий должен был исполнить данные им в свое время обязательства по присоединению России к унии. Политика самозванца привела к придворному заговору против него, который вылился в народное восстание. Православным москвичам не нравились католические симпатии царя, что он в качестве духовных советников держит при себе иезуитов, подарил им в Кремле, неподалеку от своего дворца, огромный дом, где они устроили костел. Сильно оскорблялось религиозное чувство москвичей пренебрежительным отношением царя к священным обычаям: они видели, что он не молился перед иконами, когда садился за стол, нарушал посты, позволял полякам и людям других исповеданий входить в московские храмы. Не менее оскорблялось национальное чувство русских явным предпочтением им поляков, которые своим вольным и буйным поведением возмущали народ. Руководителем восстания был В.И. Шуйский. Лжедмитрий был убит (17 мая 1606 г.). Вскоре низложен был и патриарх Игнатий; он был лишен святительского сана и заключен в Чудов монастырь.
Со смертью Лжедмитрия I смутная эпоха не закончилась. На смену первого самозванца явился второй, действовавший хотя и с меньшим успехом, но зато с большим вредом для Русской Церкви и государства. Для духовной власти открылось еще более широкое поле патриотической деятельности. И к благу для Церкви и государства во главе Русской Церкви стал такой иерарх, который отличался умом, необыкновенной силой воли и твердостью в своих убеждениях. Таков был преемник Иова Казанский митрополит Гермоген. Шестилетнее правление Русской Церковью (1606—1612) было для него временем самой напряженной борьбы за интересы Церкви и государства. Московский Первосвятитель сделался в это время почти единственным руководителем русского народа, единственным оплотом русской земли; он был не столько деятелем церковным, сколько политическим. На первых порах на Патриарха легла тяжелая задача вести борьбу с изменой, начавшейся против законного царя Василия Шуйского, избранного на царство в июне 1606 г. Положение нового царя было очень непрочным. Вскоре поползли тревожные слухи, что Дмитрий спасся из Москвы во время народного возмущения. Торжественное перенесение мощей царевича Дмитрия из Углича в Москву, устроенное Шуйским, и открытое заявление матери убитого царевича, инокини Марфы, что Лжедмитрий был действительно самозванец, не могли успокоить взволнованные умы. Недовольство и измена против царя постепенно росли, в южных областях страны началось движение, направленное против центральной власти. В августе 1607 г. объявился новый самозванец – Лжедмитрий II, который при поддержке польских и московских дружин, запорожских и донских казаков и русских изменников почти дошел до Москвы. Он обосновался в подмосковном Тушине, за что и получил прозвище Тушинский вор, в его окружении также вынашивались планы приобщения Русской Церкви к унии. Патриарх Гермоген хорошо понимал, что смутами в России пользуются враги отечества. «Болит, — писал он, — моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими людьми, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу».
Опасность для России еще более увеличилась, когда в ее внутренние дела вмешался польский король Сигизмунд III. Формальным поводом для интервенции польских войск послужило обращение Василия Шуйского за помощью к Швеции, находившейся в состоянии войны с Польшей. С приближением вражеской армии и Лжедмитрий II, и Василий Шуйский стремительно теряли власть. В конце 1609 г. самозванец бежал из Тушина в Калугу. Шуйский был низложен и пострижен насильно в монашество (1610). При чем Патриарх Гермоген не признал насильственного пострижения царя и после того продолжал считать Шуйского законным государем. По низложении Шуйского Боярская дума, присвоив себе верховную власть, не могла водворить порядка.
Тем временем Сигизмунд III потребовал возведения на русский престол своего сына. Предложение польского короля было поддержано некоторыми боярами в Москве. Гетман Жолкевский, стоявший с войском под Москвой, настоятельно требовал избрания Владислава. Бояре не видели всей опасности для веры от избрания польского королевича. Патриарх Гермоген был дальновиднее других: он составлял сильную оппозицию Владиславу, предлагая возвести на престол кого-либо из русских бояр — или князя В.В. Голицына, или молодого Михаила Федоровича Романова. Однако этот план потерпел неудачу. Тогда Патриарх изъявил свое согласие на избрание Владислава, но с тем условием, чтобы королевич до вступления на престол принял православную веру, женился на русской, прекратил всякие связи с Римом и управлял Россией независимо от Сигизмунда. С такими условиями русские послы, в числе которых был князь В.В. Голицын, митрополит Филарет (Романов), отправились к Сигизмунду, стоявшему с войсками под Смоленском. Но Сигизмунд отверг все эти условия и решился с оружием в руках добиться короны для себя или для своего сына. Филарет был арестован и пробыл в заключении до 1619 г. Между тем бояре, по настоянию гетмана Жолкевского, впустили в Москву поляков.
В условиях нараставшего в стране безвластия Патриарх Гермоген оставался непоколебим в своих убеждениях. Он обратился к народу с воззванием о защите веры предков и изгнании иноверных. Грамоты Патриарха произвели свое действие – религиозная и национально-освободительная война против католиков и протестантов приняла всенародный характер. Героическая оборона Троице-Сергиева монастыря, оставшегося в 1608-1609 гг. едва ли не единственным островком сопротивления интервентам, стала символом подъема русских национальных сил. Города севера, Верхнего и Среднего Поволжья стали источником двух народных ополчений – 1611 и 1612 гг.
Первое ополчение под предводительством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова потерпело поражение. Москва осталась в руках интервентов. Патриарх Гермоген польскими властями, фактически управлявшими страной, был сведен с Престола, заточен в Чудовом монастыре, где позже скончался от голода. Но за первым земским ополчением скоро поднялось второе, собравшееся по воззванию нижегородского земского старосты Козьмы Минина и под начальством князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Москва была освобождена 4 ноября 1612 г.