Вторая половина царствования Ивана IV Грозного. Святой Филипп Московский

Однако, вскоре после смерти митрополита Макария в 1563 г. представление Ивана Грозного о симфоническом единстве священства и царства изменились. Вторая половина правления Ивана IV отмечена самым жестоким нарушением идеала симфонии. Царь руководствовался уже иными нормами, нежели те, о которых он говорил в речи на Стоглавом Соборе, теперь он писал о «разньстве» между «святительством» и «царством»: «Но иное же свою душу спасати, и иное же многими душами и телесы пещися… ино же святительская власть, ино же царьское правление». Митрополиты стали избираться и смещаться по воле царя.

Особое место среди святителей той поры занимал митрополит Филипп II (1566-1568). Он происходил из рода бояр Колычевых. В 30 лет он постригся в монахи и был вскоре избран игуменом Соловецкого монастыря. Молодой настоятель проявил себя выдающимся управителем. Он покрыл бесплотный остров превосходными пастбищами, осушил озера, поднял моральный уровень окружающего населения. По выражению известного исследователя агиографии Г.П. Федотова, митрополит Филипп был один из тех крепких, предприимчивых и глубоко верующих строителей русской земли, которыми может гордиться наша родина. Игумен Соловецкого монастыря был избран главой Церкви по воле царя, объявленной Собору. Однако Филипп поставил условием своего согласия отмену опричнины. Но Собор и бояре упросили его не отказываться от митрополичьей кафедры, и в 1566 г. был составлен приговор о его избрании митрополитом, в котором он давал обещание «в опришнину ему и царьский домовой обиход не въступатися…». Вместе с тем было сохранено старинное право «совета» митрополита и царя, что было уступкой со стороны последнего. Видимо уже вскоре после поставления митрополит начал заступаться за опальных лиц и протестовать против опричнины, что стало поводом для конфликта с царем. Известно, что в Успенском соборе святитель Филипп обратился к Ивану Грозному с речью, в которой говорил, что хотя царь своей властью подобен Богу, но ему не следует «возноситься» над всеми и «державу возмущати…». Грозный в гневе покинул храм. Вскоре по лжесвидетельству митрополит был обвинен, отстранен от дел. Затем организовали суд, на который обвиняемый не был допущен, и согласно принятому решению митрополита лишили сана. В Михайлов день, 8 ноября, святитель Филипп, не зная о соборном решении или не желая ему подчиниться, произносил новую проповедь, когда ворвавшиеся в храм опричники сорвали с митрополита облачения, схватили и отправили его в один из монастырей. В следующем 1569 г. опальный митрополит отказался благословить грозного царя на разгром «новгородских изменников». По преданию, святитель Филипп был задушен царским «палачом» Малютой Скуратовым.

Опричные казни и жестокость Ивана Грозного после низложения митрополита Филиппа и его зверского убийства достигли апогея в 1569-1570 гг. Преемники святителя уже не могли оказывать какого-либо сопротивления царю. В 1584 г. Иван IV скончался. Он оставил после себя разоренную страну, потерявшую свои западные окраины, лишившуюся своих лучших людей и управляемую палачами. Наследовал ему сын Федор. Молодой царь мало интересовался управлением страной, предпочитая перепоручать дела своему шурину Борису Годунову.

 

Тема 5. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1700)

Установление Патриаршества на Руси. Смута. Патриотическая деятельность первых русских Патриархов Иова и Гермогена. Воцарение династии Романовых. Патриарх Филарет. Споры о богослужении и его состояние к середине XVII века. Кружок "ревнителей благочестия". Патриарх Никон. Раскол и расколоучители. Московский Собор 1666 г. «Дело Никона». Присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату.