Общее состояние Русской Православной Церкви в период автокефалии

К концу XV столетия великий князь Иван III (1452-1505), опираясь на достигнутое его предшественниками, превратил пестрое сообщество русских земель и княжеств в единое и независимое государство — Россию. Главным препятствием на пути объединения страны стал Великий Новгород. Задачи внутренней и внешней политики в борьбе за сохранение Новгорода в составе единого Русского государства оказались сопряженными с задачами церковными. Глава Русской Церкви, митрополит Филипп, поддержал жестко проводимую политику Ивана III, так как понимал реальность угрозы перехода города под власть польско-литовского короля-католика Казимира IV и митрополита-униата Григория. Итак, поход Ивана III 1478 г., лишивший независимости Новгородскую республику, был идеологически обоснован как защита православия от «латинства».

Много значила церковная поддержка государственной политики и в деле свержения татаро-монгольского владычества. В критические моменты 1480 г., стояния на реке Угре часть советников Ивана III рекомендовали ему уклониться от борьбы с ордынским ханом, ссылаясь на клятву, якобы данную его «прародителями»: «не поднимати руки противу царя». Колебания Ивана III прекратил ростовский архиепископ Вассиан, духовник великого князя, в послании на Угру, определив власть хана Ахмата как незаконную и даже самозваную по отношению к Руси.

Таким образом, жизнь Русской Церкви в условиях самостоятельности была подчинена задачам внутреннего устроения, противостояния «латинству» и ересям; духовный авторитет Церкви и ее поддержка способствовали успехам борьбы против ордынского ига и укреплению государственного единства.

 

Появление концепции «Москва - Третий Рим»

На рубеже XV-XVI вв. Российское государство с центром в Москве стало политической формой исторического бытия русского и других народов евразийского пространства. Требовалось обеспечить духовное единство разнородных этносов, способствующее включению всех социальных единиц в общую ценностную систему, на которую ориентируется народ как коллективный субъект исторического процесса. Мировая миссия русского народа, определившая его идентичность, была сформулирована в виде доктрины «Москва - Третий Рим».

Убеждение, что Бог даровал человечеству священство и царскую власть для устроения его жизни, получило свое всеобщее распространение среди христиан уже начиная с VI в. Западные и особенно восточные христиане твердо верили, что как Церковь, так и Империя богоустановлены и будут пребывать до конца мира. Это убеждение было широко распространено и среди русских, и поэтому они смотрели на Византийского императора и Патриарха как на двух глав, - светского и духовного, - всех христиан. Русские считали, что Рим был первой столицей этой мировой христианской империи, но после его отступления от православия вся слава и власть были переданы Богом Константинополю, этому второму Риму. В середине XV в. произошли два события, глубоко потрясшие это вековое, прочно укоренившееся убеждение. В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок, а не задолго до этого император и Патриарх подчинились главенству папы Римского. Это тяжелое поражение поставило перед всем Восточным христианством, и в особенности перед русскими членами Церкви, только что освободившимися от ордынского ига, мучительный вопрос: как мог Бог допустить столь страшное поражение?

Русские книжники единогласно полагали, что причиной гибели греков было отступление императора и Патриарха от Православия, но среди них образовалось два течения, пытавшихся по-разному истолковать возможные последствия падения Константинополя. Одно из них считало неизбежным близкое окончание мировой истории, которое приурочивалось к завершению 7000 лет от сотворения мира, падавшее на 1492 г., согласно нашему летоисчислению. Другое направление считало, что чудесное освобождение России от татар в 1480 г., почти совпавшее с падением Византии, означает, что Бог не отверг христиан и избрал новый народ для сохранения истинной веры на земле. Этот народ был русский, единственный сохранивший неповрежденным православие, а его вновь отстроенная и украшенная многочисленными храмами столица Москва получала то место, которое когда-то принадлежало ее великим предшественникам – Риму и Константинополю.

Наиболее полно доктрина «Москва – Третий Рим» была сформулирована настоятелем псковского Спасо–Елеазарова монастыря старцем Филофеем в посланиях к великому князю Василию III. В них выведена знаменитая формула Третьего Рима – последнего христианского царства, которым стала Московская Русь: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

В трактовке Филофея и других московских церковных идеологов Третий Рим понимался как православная держава, вместилище и хранительница истинной Церкви, а не парадигма внешнеполитической экспансии. Утрата православия русским народом означала бы гибель Русского православного царства как не выполнившего своего исторического предназначения. Одновременно это влекло бы гибель Православия во всей вселенной. Отсюда вытекала идея особой ответственности Москвы и ее правителей, в деятельности которых на первый план выступали церковные задачи.

Подобное истолкование событий встретило горячий отклик среди широких кругов верующих в России и вскоре стало общепринятым убеждением, одинаково распространенным как в Москве, так и среди порабощенных христиан Ближнего Востока. Так совершилось глубокое изменение в русском самосознании. Народ почувствовал свое призвание, и вскоре перед ним встал трудный вопрос определения того пути, на котором он мог достойно выполнить свою ответственную миссию служения Богу и человечеству.

 

Митрополиты Феодосий, Филипп I, Геронтий.

Деятельность митрополита Феодосия (1461-1464) отмечена заботой об исправлении приходского духовенства. Особую строгость он проявлял к духовенству Митрополичьей епархии. Феодосий еженедельно собирал священников с целью поучения. При митрополите Феодосии было завершено крещение пермяков. Согласно летописным сообщениям митрополит покинул кафедру добровольно из-за болезни и удалился в Чудов монастырь.

Святительство митрополитов Филиппа (1464-1473) и Геронтия (1473-1479) отмечено конфликтами с государственной властью. Один из них произошел в 1472 г. при подготовке к свадьбе Ивана III с Софьей Палеолог, принадлежавшей к роду последних византийских императоров и проживавшей в Риме. В то время продолжала сохранять актуальность возможность прихода на Русь митрополита «от латин». Софья отправилась в Москву в сопровождении папского легата Антония Бонумбре, который, как ранее Исидор, приказал нести перед собой латинский «крыж» (крест). Иван III находился в нерешительности, позволить ли папскому послу подобным образом войти в Москву, и некоторые советовали ему «не бранити о том». Но позиция митрополита Филиппа была категоричной: «Аще же тако учинишь, почтити его хотя, но он в врата граду, а яз, богомолец твой, другими враты из града». Великий князь вынужден был прислушаться к словам митрополита и выслать на встречу поезду своего боярина с приказом спрятать латинский крест.

Новый конфликт между великим князем и главой Церкви разгорелся в 1479 г., когда митрополит Геронтий совершал торжественное освящение нового грандиозного Успенского собора в Кремле. Великий князь Иван III решил, что митрополит поступил неверно, совершая крестный ход против солнца. Государь, полагавший, что ходить нужно посолонь, дерзнул выговорить Первосвятителю за это, заявив, что из-за подобных ошибок гнев Божий приходит на Русскую землю. Итак, постепенно на Руси стали вырисовываться контуры нового типа отношений между церковной и светской властями, при котором монарх присваивал себе право диктовать свою волю главе Церкви.

 

Ересь «жидовствующих»

Весьма сложными были отношения церковных иерархов с великим князем в связи с ересью, которую борцы с ней (Новгородский архиепископ Геннадий, волоцкий игумен преподобный Иосиф) определяли как «ересь жидовствующих». Это довольно загадочный и малоизученный феномен духовной жизни, начало которому положил ученый еврей Схария, прибывший в Новгород в свите киевского князя Михаила Олельковича. Ему удалось обратить в иудейскую веру двух местных священников – Дионисия и Алексия. После присоединения Новгорода к Московскому государству эти священники обратили на себя внимание Ивана III. Они были им взяты в Москву и поставлены настоятелями кремлевских Успенского и Архангельского соборов. Причины этого (возможно, и политические) остаются нам неизвестными. Ереси были причастны многие высокопоставленные лица, в частности, посольский дьяк Ф. В. Курицин.

Скорее всего, собственно иудейское воздействие в данном случае носило лишь характер первоначального импульса и в дальнейшем решающего влияния на развитие ереси не оказывало. Как отмечал известный церковный историк А. Карташов, «ересь была астрологическим псевдо-гнозисом, диалектически ведущим примитивных древнерусских начетчиков к отрицанию православных догматов и срыву в нравственный либиртинизм».

Несмотря на влиятельные позиции приверженцев еретического течения, преподобный Иосиф Волоцкий, увидев в нем серьезную опасность, сумел добиться от Ивана III карательных мер против отступников. В 1504 г. церковный Собор под председательством великого князя предал жидовствующих анафеме; еретики подверглись репрессиям, а наиболее видные представители их были сожжены. Казни, подобных которым ранее не видели на Руси, вызвали острую реакцию; споры по поводу отношения к еретикам не стихали в течение ряда лет.

 

Учение о симфонии властей и его влиянии на церковно-государственные отношения в России

Вместе с концепцией «Москва – Третий Рим» на Русь пришла византийская модель «симфонии» Церкви и государства. Суть данной модели составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность Церкви и государства без вторжения одной стороны в сферу компетенции другой. Глава Церкви подчинялся государю как подданный, а не потому, что его епископская власть исходила от представителя государственной власти. Точно так же великий князь должен был повиноваться митрополиту как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, что власть его происходила от власти епископа. В идеале при таких отношениях глава государства должен искать у Церкви моральной, духовной поддержки, молитвы за себя и благословления на деятельность, ведущую к благополучию граждан, а Церковь должна получать от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, граждан государства.

Итак, московский великий князь обрел многие черты, свойственные византийским императорам, в том числе право оказывать решающее влияние на избрание главы Церкви – митрополита. Однако сведение Первоиерархов с престола было уже значительным превышением указанных прав, а между тем почти все митрополиты XVI в. сведены с кафедры. По одним данным митрополит Симон скончался в апреле 1511 г., а по другим - он оставил кафедру весной 1511 г. и уехал в Троицкий монастырь. Его преемник митрополит Варлаам был вынужден оставить кафедру в декабре 1521 г. и удалиться в Симонов монастырь, где раньше был архимандритом. Затем он подвергся опале и ссылке в Спасо-Каменный монастырь. Новым главой Церкви в 1522 г. стал митрополит Даниил. Исследователи полагают, что причиной замены митрополита были разногласия между великим князем и церковными иерархами в связи с разводом Василия III.

 

Начало правления Ивана IV Грозного.

Великий князь Василий III скончался скоропостижно в 1533 г. Наследник престола царь Иван IV (1533-1584) провел свое детство среди жестокой борьбы враждующих боярских партий. Он рано стал проявлять признаки не только исключительной одаренности, но и неуравновешенности. Все его длительное царствование состояло из резких контрастов. Царь Иван IV одержал ряд блестящих побед над врагами России и осуществил благотворные реформы, но на нем же лежит ответственность за беспощадное уничтожение населения целых областей своего государства и за тяжелые поражения, понесенные русскими под конец его царствования.

Первая половина царствования Ивана IV более чем какая-то другая эпоха приблизилась к воплощению на практике идеала симфонии. В это время Церковь возглавлял выдающийся подвижник митрополит Макарий (1542-1563). Его церковная деятельность была отмечена прославлением русских святых, собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Четьи-Минеи) и поднятием уровня духовного просвещения. Симфония священства и царства проявилась в первую очередь в царском венчании 16-летнего великого князя в 1547 г. Митрополит Макарий не только составил «чин венчания на царство», но и добился утверждения царского титула Ивана IV Константинопольским Патриархом.

Институционной формой симфонии были заседания освященного Собора с участием царя и земских Соборов с участием митрополита и других церковных иерархов. И на церковных, и на земских Соборах активно проявлялась организующая роль великого князя – царя. На заседаниях первого земского Собора 1549 г., так же как на Стоглавом Соборе 1551 г., царь выступал с речами, проникнутыми идеями симфонии: «Всякому разногласию отныне далече быти повелеваем, всякому же согласию и единомыслию содержатися в нас». И хотя интересы носителей церковной и светской власти в ряде случаев приходили в противоречие, удавалось находить компромиссные решения, свидетельствующие об определенном балансе сил.