Князь Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле

Во второй половине XIV в. Северо-Восточная Русь переживала эпоху политического и духовного возрождения, символом которого стала победа на поле Куликовом. Этот процесс был связан с именами великих современников: Дмитрия Донского, митрополита Алексия, Сергия Радонежского. Святой Сергий начал свое служение в самое темное и беспросветное время русской истории, когда всюду были кровь, насилие, вражда, враги чувствовали себя полными хозяевами русской земли, и даже мысль о возможной победе над ними стала исчезать из сознания народа. Однако произошел неожиданный перелом: те, которые боялись одного имени татар, нашли в себе мужество вступить с ними в открытый бой. Это духовное перерождение народа совершилось во многом под влиянием преподобного Сергия. Именно он, этот смиренный отшельник, освободил русских людей от пут малодушия и страха. Наглядный урок дерзания и веры в силу правды был преподан Сергием не проповедями и увещаниями, а примером всей своей жизни.

Великий князь Дмитрий Донской начал проводить независимую от Золотой Орды политику. Он построил каменный кремль вокруг Москвы, силой прекратил бесчинства ханских орд, грабивших нижегородские пределы. Этого монголы прощать князю не собирались. Летом 1380 г. стало известно, что хан Мамай собирает огромные полчища для нового разорения Руси. Тотчас ко всем русским князьям, а также в Новгород и Псков послали вестников с призывом высылать отряды на помощь великому князю. Местом сбора была назначена Коломна. К середине августа, когда истек срок сбора полков, стало ясно, что русским удалось собрать как никогда многочисленное войско, но и оно не сравнится с Мамаевой ордой. Единственной надеждой князя Дмитрия становились ополченцы: московский посадский люд и крестьяне, способные хоть кое-как вооружиться. Еще нужнее князю была уверенность воинов в победе, решимость вступить в открытую борьбу с теми, кто в течение ста пятидесяти лет подавлял все попытки русских к сопротивлению.

В эти тревожные дни за благословлением на битву Дмитрий отправился к Сергию Радонежскому в обитель Святой Троицы. После торжественного богослужения Сергий окропил князя и его спутников святой водой. Осенив Дмитрия крестным знаменем, он громко, так, чтобы услышали все, воскликнул: «Пойди, господине, на поганыа половци, призывая Бога, и Господь Бог будет ти помощник и заступник!» Затем игумен подозвал к себе двух иноков: бывшего боярина Андрея Ослябя и недавно принявшего монашеский постриг молодого богатыря Александра Пересвета. Обращаясь к Дмитрию, Сергий сказал: «Се ти мои оружници». Эти два инока-схимника были зримым свидетельством благословления старца Сергия. Пересвет и Ослябя – люди не безвестные; увидев их, каждый сразу догадывался, кто послал их с княжеским войском, а монашеские одежды досказывали остальное. Предстоящая битва с Мамаем была воспринята современниками как священная война.

20 августа 1380 г. московские полки выступили в поход. Уже в пути были получены грамоты от Сергия. Глашатаи читали их перед полками. Старец благословлял все русское войско, сулил ему победу над «погаными». Тех, кто уцелеет в битве, ожидает слава, а тех, кому суждено погибнуть, – венец мучеников. В ночь с 7 на 8 сентября по приказу Дмитрия русское войско переправилось через Дон. Этим решением князь отрезал себе путь к отступлению. Перед русскими стояла готовая к сражению армия Мамая. Утром, когда рассеялся туман, две армии стали сближаться. Посланный Сергием витязь-инок Александр Пересвет вступил в схватку с татарским богатырем. Он поразил своего соперника, но и сам был смертельно ранен в этом поединке. Битва началась. Сам князь сражался на передовой вместе с лучшими витязями, на которых пришелся первый и самый страшный удар Мамаевой конницы. Отборные воины Сторожевого полка, погибнув почти до единого, выполнили свою задачу. Они втянули ордынцев в рукопашную схватку. Сам князь был ранен, под ним дважды падал конь, однако он продолжал сражаться уже в рядах подоспевшего Большого полка. Татарам не удалось с ходу опрокинуть плотные ряды воинов. Стоявшие здесь московские ополченцы в начале битвы дрогнули, увидев несметные полчища Мамая, но мужество Сторожевого полка и самого князя воодушевило их. Теперь они стояли на смерть. Мамай перенес основной натиск своих войск на полк левой руки, оттеснив его к реке. Но тут во фланг монголам ударил Засадный полк. Внезапный удар русских был так стремителен, что враги дрогнули. Ряды их смешались. Близость победы удвоила силы русских. Они дружно преследовали врага, яростно сминая все попытки сопротивления.

Победа русских на поле Куликовом досталась тяжелой ценой, только немногие воины вернулись назад. Но достижения победы были огромны. Русский народ освободился от пут страха, понял, что если действовать мужественно и дружно, то он сможет противостоять монголам и другим поработителям.

 

«Мятеж во святительстве»

После смерти святителя Алексия в 1378 г. разгорелась борьба за митрополичий престол. Произошел так называемый «мятеж во святительстве». Константинополь настаивал на том, что преемником святителя Алексия должен стать Киевский митрополит Киприан, управлявший русскими юго-западными землями в XIV в., входившими в Великое княжество Литовское. В свою очередь, великий князь Дмитрий не принимал Киприана и хотел, чтобы Русскую Церковь возглавил его кандидат – коломенский священник Митяй, срочно постриженный в монашество с именем Михаил. Только после смерти Дмитрия Донского в 1389 г. дело было решено в пользу Киприана. Митрополит прибыл в Москву и был ласково принят новым московским великим князем Василием I. Во время правления Киприана Русская митрополия вновь объединилась. Однако поддержание мира внутри митрополии требовало от главы Церкви политической гибкости. Митрополиту Киприану и после переезда в Москву удавалось сохранять дружественные отношения с Литвой в лице великого князя Витовта. Между тем, преемник Киприана митрополит Фотий (1408-1431), грек по происхождению, был тверд до бескомпромиссности, что, в конце концов, привело к конфликту и с Василием, и с Витовтом. В 1414 г. был избран новый митрополит для Литвы. Им стал серб Григорий Цамбалак. Митрополит Фотий возглавлял Русскую Церковь до своей смерти в 1431 г.

 

Тема 4. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в период

автокефалии (1448-1589 гг.)

 

Провозглашение автокефалии. Разделение Русской митрополии. Общее состояние Русской Православной Церкви в период автокефалии. Появление концепции «Москва - Третий Рим». Митрополиты Феодосий, Филипп I, Геронтий. Ересь «жидовствующих». Учение о симфонии властей и его влиянии на церковно-государственные отношения в России. Митрополиты Симон, Варлаам и Даниил. Начало правления Ивана IV Грозного. Святой митрополит Макарий. Вторая половина царствования Ивана Грозного. Святой Филипп Московский.

Провозглашение автокефалии

В XIV-XV в. происходило постепенное, но неуклонное падение Византии. В 1439 г., на Соборе во Флоренции, император Иоанн VIII Палеолог и Константинопольский патриарх Иосиф II заключили унию с Католической церковью. Уния предполагала подчинение Православной Церкви власти папы Римского. При этом за православными признавалось правом сохранять восточно христианские обряды и вести богослужение на национальном языке. Следует рассматривать унию как попытку Рима поглотить целиком всю Православную Церковь. Греки надеялись этой дорогой ценой купить спасение остатков своей державы, теснимой со всех сторон турками. Их жертва, однако, не принесла желаемых плодов, и в 1453 г. Константинополь пал, при этом католический Запад так и не оказал никакой реальной помощи. Император и Патриарх погибли во время взятия города, церкви были осквернены, монастыри разграблены, жители перебиты.

Русский митрополит Исидор, грек по происхождению, принимал активное участие в работе Ферраро-Флорентийского Собора, был возведен папой Евгением IV в сан кардинала. Митрополит Исидор вернулся в Москву в 1441 г. Он вошел в город как папский кардинал, в преднесении латинского креста. На литургии в Успенском соборе он приказал поминать папу вместо Патриарха, а после богослужения зачитал грамоту о решениях Собора. Однако церковные и светские власти отвергли унию самым решительным образом. Митрополит Исидор был взят под стражу как еретик. Спустя несколько лет Собор русских епископов, созванный великим князем Василием II в 1448 г., поставил рязанского епископа Иону на митрополичью кафедру. После падения в 1453 г. Византийской империи автокефалия (самостоятельность) Русской Церкви стала свершившимся фактом, а ее предстоятель митрополит Иона (1448-1461) проводил независимую от Константинополя позицию.

Таким образом, автокефалия Русской Церкви явилась не результатом политического и военного соперничества с Византийской империей, а одним из последствий Флорентийской унии. Канонически она была узаконена в 1464 г., когда приемник Ионы митрополит Феодосий (1461-1464) получил благословение на занятие кафедры от отвергнувшего унию Иерусалимского Патриарха Иоакима. Константинопольская Патриархия, хотя и порвала с Флорентийской унией сразу после турецкого завоевания, признала автокефалию Русской Церкви лишь в 1589 г. при учреждении Патриаршества в России.

 

Разделение Русской митрополии

Важным следствием автокефалии стало окончательное разделение Русской митрополии. Великий князь литовский и король польский Казимир IV признал Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Тем не менее, Константинопольский патриарх-униат Григорий Мамма поставил Киевским митрополитом Григория Болгарина. В результате Киевская митрополия, пребывавшая в канонической зависимости от Константинопольской Патриархии и объединившая православные епархии Литвы и Польши, продолжала существовать отдельно от Москвы, а преемник Ионы Феодосий первым из предстоятелей Русской Церкви стал носить титул митрополита Московского и всея Руси.

Разделение прежде единой Русской митрополии пагубно сказалось на судьбах православия в западнорусских землях, подвергшихся сильному католическому давлению. Итогом этого впоследствии стала Брестская уния 1596 г., объединившая все западнорусские православные Церкви с католичеством под верховенством Римского папы. Лишь в 1620 г. совместными усилиями православных братств, украинского казачества и Иерусалимского Патриарха Феофана православная Киевская митрополия была восстановлена, а в 1685 г. она воссоединилась со всей Русской Церковью.