Церковь при Ярославе Мудром и его преемниках.
Следующий этап христианизации Древнерусского государства и общества пришелся на период правления сына святого Владимира – Ярослава, окончательно утвердившегося в Киеве в 1026 г. после длительного и кровавого междоусобия. Внешнеполитический престиж Руси при Ярославе был очень высок. Об этом свидетельствуют династические браки, заключенные самим Киевским князем и его детьми. Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Ингигерде. В крещении она получила имя Ирины. Сын Ярослава - Изяслав – был женат на польской принцессе Гертруде-Олисаве. Еще один, младший – Всеволод на Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Родившийся от этого брака князь Владимир Всеволодович в память об августейшем деде получил прозвание Мономах. Дочери Ярослава стали женами королей Норвегии, Венгрии и Франции. Анна Ярославна, королева Франции, была супругой короля Генриха I и матерью короля Филиппа I. Все эти династические браки свидетельствовали о том, что при Ярославе Киевская Русь считалась одной из первых держав Европы. Союза с могущественным Киевским князем искали западные монархи.
Ярослав продолжал дело своего отца. Но теперь уже князь видел свою задачу не столько в том, чтобы расширить ареал христианской веры, сколько в том, чтобы сделать более глубоким воцерковление русского народа. Именно к этому направлена просветительская деятельность Ярослава. Он, в частности, создал училище и первую на Руси библиотеку при храме святой Софии Киевской. Подобные училища и библиотеки возникли затем и в других городах Руси. При Ярославе в Киеве работали книжники, на русский язык переводилась богослужебная и иная литература.
Так же Ярослав Мудрый прославился монументальным храмовым строительством. Достаточно назвать грандиозный Софийский собор в Киеве и аналогичные кафедральные храмы в Новгороде и Полоцке, киевскую церковь Благовещения на Золотых воротах. Величественные соборы поражали воображение русских людей и сами по себе служили едва ли не самым действенным средством проповеди христианства. Это были образцы удивительного синтеза церковных художеств: прекрасной архитектуры, иконописи, мозаики, фрески, – объединенные торжественным православным богослужением. Церкви, построенные Ярославом, своей необычайной красотой сами по себе преображали души людей. При Ярославе Мудром появились на Руси первые монастыри, в частности, знаменитая Киево-Печерская лавра – колыбель русского иночества.