Подвиг святых князей Бориса и Глеба
Дата добавления: 2014-01-03; просмотров: 84; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...
Князь Владимир скончался в 1015 г. Престол унаследовал старший из сыновей Владимира – Святополк. Его права на престол были неоспоримы, так как на Руси действовал неписаный закон о престолонаследии: первым среди князей считался тот, кто являлся представителем старшей ветви династии. Известно, что Владимир не очень любил своего старшего сына за его жестокий и коварный нрав. Не пользовался он популярностью и среди народа. Естественно, что в таких условиях Святополк мог опасаться своего свержения кем-либо из братьев. Наиболее опасными соперниками он считал младших детей Владимира от Анны. Борис и Глеб были рождены от освященного Церковью брака, когда отец их уже был христианином. Мать же являлась особой императорской крови. Это могло повысить шансы Бориса и Глеба на успех в случае их притязаний на престол отца. Впрочем, едва ли они помышляли об этом. Житие святых братьев говорит о том, что они, по-христиански законопослушные, признали Святополка государем. Святополк же, опасаясь за свою власть, приказал убить братьев. Борис и Глеб, когда узнали о готовящемся на них покушении, предпочли смерть восстанию на своего государя и брата. После гибели Бориса и Глеба разгорелась междоусобица. В 1015–1019 гг. между братьями Святополком и Ярославом Новгородским шла война. Ярослав в итоге вышел победителем и стал князем Киевским. Его свергнутый соперник бежал на Запад и где-то там вскоре скончался. Святополк, получил от народа прозвание «Окаянного» за свои зверства.
Борис и Глеб первыми из русских были причтены к лику святых. Официальная их канонизация состоялась в Константинополе в 1072 г. Народное сознание было поражено смиренной кончиной Бориса и Глеба. Их память стала очень дорога русским людям потому, что их смерть была необыкновенной, она слишком не вязалась с образом князя-язычника. Еще недавно князья на Руси враждовали насмерть, не задумываясь ни о родстве, ни о нравственных преградах. Но вот появляется первое поколение христиан, выросших после крещения Руси. Для этих молодых князей уже евангельский идеал - основной ориентир в жизни. Борьбе со Святополком, греху братоубийства они смиренно предпочитают мученическую кончину. В этом свидетельство того, что Русь приняла новую веру не формально, не только ради вхождения в культурно-политический ареал европейского христианского сообщества, но глубоко и искренне, всем сердцем.