Естественно-правовой — основан на концепции естественного происхождения личных прав человека.

Вопрос 1. Понятие и историческое развитие системы прав человека.

 

Эта теория разработана идеологами сравнительно поздно — вместе с либеральными идеями европейских мыслителей XVII – XVIII вв.

Суть данного подхода состоит в трактовке прав человека как выражении свободы человека. Свобода отдельного человека, свобода, исключающая несправедливое на нее посягательство, есть высшая ценность, данная самой Природой или Богом. Такая свобода есть одновременно и высшая справедливость, исходящая от них. Только они — Природа или бог — могут определять пределы этой свободы человека и критерии этой справедливости. На земле же устанавливать ограничения естественной свободы и критерии ее справедливости может лишь тот, кто представляет Бога, это правитель как наместник Бога на земле, либо сами все люди, объединившиеся в общество.

Школа естественного права имеет ряд особенностей:

a. Государство и право рассматривались как неизменные и вечные явления, вытекающие из природы человека;

b. Государство возникло в результате общественного договора как следствие соединения отдельных лиц в целое;

c. Естественно-правовая школа исходит из индивидуализма человека, из представления об изолированном, существующем вне общества и государства человеке.

Идея естественного права претерпела несколько этапов своего развития. На первом (римском) этапе свобода человека соотносилась лишь только со свободными гражданами. Рабы в Древнем Мире не считались людьми, они рассматривались как вещь, товар.

Впервые отождествление понятий прав человека и свободы было осуществлено в XXIV веке до н. э. на Древнем Востоке. Это освобождение одним из правителей Шумерского царства своих подданных, вдов и сирот, храмовых слуг от несправедливых действий сборщиков налогов, должностных лиц, священников посредством установления и применения санкций к последним.

В период средневековья свобода человека начинает резко ограничиваться практически во всех сферах жизнедеятельности общества в силу природы самого феодального общества как общества всеобщего закрепощения. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремления человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества не могло быть и речи. В появившихся в это время кодексах прав они не были универсальными и признавались для одного слоя общества — дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов — Великая Хартия вольностей 1215 г. Она ограничила права правителя. Было признано, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут какому-либо наказанию не иначе как по приговору суда. Этим документом был сделан важный шаг вперед в области прав человека. У англоязычных народов именно из него в дальнейшем выводились права человека, и от него во многом идет отсчет современного понимания личной свободы человека.

Следующий этап принесла эпоха Реформации. Она провозгласила права личности в вопросах веры, что дало дополнительный толчок к борьбе за права в политической области. Последовавшая Английская революция начала осуществление идеи права человека. Именно в XVII английский философ Т. Гоббс провозгласил право человека на жизнь: «Всякий имеет право на самосохранение», а английский парламент принял Билль о правах 1689г., который утвердил и оформил основные завоевания буржуазной революции.

Эпоха возрождения дает новый импульс становлению идей естественного права в трудах Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и многих других философов, юристов, представителей богословия. В этих трудах нашли обоснование фундаментальные права человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению. Они объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными, существующими независимо от государства, призванного лишь охранять их.

Особое место в истории прав человека XVIII век. Он отмечен не только усилением борьбы за утверждение гуманистических идей, разработкой проблем достоинства человека в трудах французских и немецких просветителей, но и нормированным закреплением концепции прав человека в результате буржуазных революций и создания США. Американские Декларация независимости 1776г. и Билль о правах 1789 – 1791гг., французская Декларация прав человека и гражданина 1789г. провозгласили неотъемлемые права человека и гражданина. Все люди рождаются и остаются свободными и равными, все имеют одинаковые права на развитие своих сил и способностей, каждому должна гарантироваться надежная защита закона, все имеют право на свободу совести и вероисповедания. Основные положения этих документов нашли отражение более чем в 70 конституциях Европы.

Вторая половина XIX века — первая половина XX века характеризуется очередным изменением идей естественного права, что обусловлено становлением и развитием капиталистического строя, сопровождавшегося многочисленными войнами, не способствовавшими развитию этих идей. Лишь после окончания второй мировой войны ГА ООН приняла 10 декабря 1948г. основополагающий документ новой эпохи в области прав человека — Всеобщую декларацию прав человека.

Вывод: Таким образом, естественно-правовой подход к правам человека основывается на том, что права человека понимаются как такое выражение соотношения человека и власти, при котором власть ограничивается в своих произвольных посягательствах на свободу индивида. Власть не имеет возможности, не должна отчуждать или ограничивать произвольно эту свободу. При этом рамки ограничений определяются как универсальными общечеловеческими ценностями, сложившимися в процессе эволюции человечества, так и нормативно-правовыми регуляторами, законами, декларациями, актами, которые содержат эти ценности.