Четвертый вопрос

Служба в таможенных органах

Правовой основой службы в таможенных органах являются Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 18 июня 1997г. /в ред. от 1.04.2005г./, Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004г.

Лица, проходящие службу в таможенных органах, делятся на две основные категории: государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов. Их правовой статус в отдельных аспектах различен.

На службу в таможенные органы принимаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечить выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу осуществляется на условиях контракта, который может заключаться на срок от одного года до десяти лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Кроме того, для поступающих на службу может быть установлен испытательный срок до 6 месяцев. Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

Более половины служащих таможенных органов имеют статус государственных гражданских служащих. Данная категория лиц осуществляет свою деятельность в области таможенного оформления и таможенного контроля, занимается статистикой и анализом, производит валютный контроль и контроль таможенной стоимости, выполняет другие функции, не носящие правоохранительного характера. Статус лиц, находящихся на гражданской службе в таможенных органах, определяется ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ».

Сотрудники таможенных органов, т.е. люди «в погонах», входят в правоохранительный блок таможенных органов. Сотрудники таможенных органов занимаются дознанием, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, таможенным расследованием, осуществляют производство по делам о нарушениях таможенных правил и другие правоохранительные функции. В правоохранительный блок входит также руководящий состав до начальников отделов включительно.

Сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания от прапорщика таможенной службы до генерал-полковника таможенной службы.

Учитывая правоохранительный характер деятельности таможенных органов, их сотрудники после прохождения соответствующей подготовки вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие только в случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Сотрудник таможенного органа обязан:

- обеспечивать соблюдение законодательства, защиту прав и законных интересов граждан;

- выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, за исключение заведомо незаконных;

- своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

- выполнять должностные инструкции, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый исполнения должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Статья 7 Закона о службе в таможенных органов РФ устанавливает, что должностные лица обязаны соблюдать ограничения, состоящие в запрещении:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

- совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата любого уровня;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверен-

ных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев выполнения специальных заданий;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги и т.д.;

- выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц (кроме договоров);

- принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним.

Важным компонентом успешной деятельности сотрудников таможенных органов является соблюдение служебной дисциплины. Дисциплинарный уставтаможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998г. определяет сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов по укреплению дисциплины, порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарный устав таможенной службы предусматривает следующие виды поощрений: 1) объявление благодарности; 2) премирование; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение Почетной грамотой ФТС РФ; 5) награждение нагрудными знаками «Почетный таможенник России», «Отличник таможенной службы»; 6) досрочное присвоение очередного специального звания; 7) награждение именным оружием; 8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; 9) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) увольнение из таможенных органов.

Служба в таможенных органах прекращается в соответствии с приказом начальника данного органа либо иного лица, наделенного такого рода компетенцией, в случаях увольнения должностного лица таможенного органа или его гибели (смерти).

Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы по следующим основаниям:

1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган;

7) в связи с избранием депутатом любого уровня;

8) по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограниченной годности сотрудника к службе;

9) по болезни на основании заключения ВВК о негодности к службе;

10) в связи с признанием аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности;

11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины;

12) в связи с осуждением за преступление;

13) в связи с прекращением гражданства РФ.

 


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность и основные институты административного права

Лекция № 1. Государственное управление как вид государственной деятельности…………………………………………………………………... 5

Лекция № 2. Административное право как отрасль права…………….. 19

Лекция № 3. Механизм административно-правового регулирования.... 35

Лекция № 4. Граждане как субъекты административного права……… 48

Лекция № 5. Органы исполнительной власти…………………………. 62

Лекция № 6. Государственные служащие как субъекты административного права………………………………………………………………………. 74

Лекция № 7. Общественные объединения как субъекты административного права………………………………………………………………………. . 94

Лекция № 8. Формы и методы государственного управления………… 109

Лекция № 9. Административное принуждение………………………… 123

Лекция № 10. Специальные административно-правовые режимы….. .. 133

Лекция № 11. Разрешительная система…………………………………. 150

Лекция № 12. Административный надзор……………………………… 165

Лекция № 13. Административное правонарушение и административная ответственность…………………………………………………………... 178

Лекция № 14 Обеспечение законности в государственном управлении… 199

Лекция № 15. Производство по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….. 213

Глава 2. Управление в административно-политической сфере

Лекция №16. Управление в области обороны…………… …………... 316

Лекция № 17. Государственное управление в области безопасности… 342

Лекция № 18. Управление в области внутренних дел…………………. 357

Лекция № 19. Управление в области юстиции…………………………. 369

Лекция № 20. Управление иностранными делами……………………… 375

Глава 3. Управление в социально-культурной сфере.

Лекция № 21 . Управление в области образования и науки……………. 383

Лекция № 22. Управление в области культуры ………………………… 394

Лекция № 23. Управление в области труда и занятости……………….. 411

Лекция № 24. Управление в области здравоохранения и социального развития………………………………………………………………………….. 414

Лекция № 25. Управление в сфере физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики………………………………………………………… 421Глава 4. Государственное управление экономической сферой.

Лекция № 26. Организация управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды…………………………………………………… 429

Лекция № 27. Управление экономическим развитием………………… 445

Лекция №28. Управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов…………………………………………………………………………. 470

Лекция № 29.Управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью………………………………………………………………. 491

Лекция № 30. Управление промышленностью и энергетикой……… 502

Лекция № 31 . Управление транспортным комплексом……………… 508

Лекция № 32. Управление в области связи и информации………….. 525

Лекция № 33. Управление агропромышленным комплексом……….. 531

Лекция № 34. Управление региональным развитием и строительно-жилищным комплексом 544

Лекция № 35. Управление таможенным делом…………


[1] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002. С. 143.

[2] Административное право; Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М. , 2002, с. 23- 25.

[3] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2000, с. 12 – 13.

[4] Дмитриев Ю.А. ,Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право России. Учебник для вузов. – М., 2005, с.226 – 227.

[5] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002, с. 26.

[6] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Том первый. – М., 2002, с.193 -194.

[7] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1998. с.40 -41.

[8] Административное право: Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова, - М., 2002, с. 47 – 48 .

[9] Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2000. с.28.

[10] Ю.А. Тихомиров. Курс административного права и процесса. – М., 1998, с. 88.

[11] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002, с. 59 – 68.

[12] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т.1.- М., 2002, с. 422 – 423.

[13] См. Постановление Правительства РФ № 193 от 4 апреля 2003 г.

[14] См. ФЗ РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан»

[15] СЗ РФ, 2003, № 22, ст.2063

[16] Иванов В. Служение обществу и жизнь в рамках закона //Государственная служба.2004. №4. С.14.

[17] Кадры органов государственной власти России. К 200-летию образования в России министерств. М., 2002.

[18] СЗ РФ. 2005. № 23. Ст.2242.

[19] СЗ РФ. 1996. № 18. Ст.2115.

[20] Часть 2 ст. 15 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе».

[21] Пункты 1 – 4 ч. 2 ст. 59 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе.

[22] Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.,2007. С.268.

[23] Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1990. С. 150 (автор главы М.И. Пискотин)

[24] Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1985. С. 174 (автор главы Ю.М. Козлов)

[25] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права (том-2). М., 2002, С.215.

[26] Административное право. Учебник для вузов. /под ред. Козлова Ю. М./ М.,1999. С. 287.

[27] СЗ РФ. 1998. №39. Ст. 4857.

[28] Российская газета. 30 декабря 2008г. № 266.

[29] Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1993, №1.

[30] Российская газета, № 103, 01. 06.1999.

[31] См. ст. 31 ФЗ РФ от 25 июля 2002г. « О правовом положении иностранных граждан в РФ»

[32] Д.Н. Бахрах. Административное право России. М. 2000, стр. 601

[33] Российская газета. 2 мая 2006.

[34] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1993. № 19. Ст. 685.

[35] Указ Президента РФ. 27. 06. 2000.

[36] Указ Президента РФ.25.03. 2004.

[37] ФЗ РФ от 25 декабря 2005г. /СЗ РФ. №1. 2006. Ст. 7.

[38] СЗ РФ.№7. 2002. Ст. 635.

[39] СЗ РФ. №7. 1998. Ст. 801.

[40] СЗ РФ. №3. 1995. Ст. 167.

[41] СЗ РФ. №13. 1994. Ст.1447.

[42] СЗ РФ. № 18. 1995. Ст. 1589.

[43] СЗ РФ №1 (ч.1) ст.1 07.01.2002г.

1 Закон РФ от 27 апреля 1973 г. “Об обеспечении единства измерений” /ВВС РФ. 1983. № 23. Ст. 811/

1 «Российская газета» от 2 декабря 2003 года.

[44] Бюллетень нормативных актов ФОИФ. № 31, 01.08. 2005.

[45] Введены ФЗ РФ от 04.07. 2003. № 94-ФЗ

[46] «Российская газета от 16 декабря 2003г.

[47] Российская газета, 2009г. № 30

[48] Постановление Правительства РФ №483 от 2.08.2005г. «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и введение реестра дисквалифицированных лиц».