Лекция № 30. Управление промышленностью и энергетикой
Промышленность, как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики, включает в себя множество отраслей (топливо энергетический комплекс, нефтехимический, военно-промышленный, лесопромышленный, атомный и др.). Отрасли подразделяются на объединения, предприятия и организации.
Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно-экономического комплекса и всех структурных элементов его системы выступают хозяйствующие субъекты, занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.
По форме собственности предприятия могут быть государственными, муниципальными, кооперативными, частными и смешенными.
Одной из форм организации управления промышленностью стало создание финансово-промышленных групп в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».
Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Цель создания финансово-промышленной группы – технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных или иных проектов и программ. Эти программы должны быть направлены на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются:
– создание необходимых организационно-правовых условий для выхода отечественного промышленного производства из кризисного состояния и обеспечения рынка собственной продукцией;
– структурные преобразования в промышленности, обеспечивающие рациональное использование производственных, материальных, людских ресурсов;
– реализация программ развития отраслей промышленности;
– координация и общее направление деятельности промышленных комплексов;
– установление общих правил хозяйственной деятельности; контроль и надзор.
Сфера управления промышленностью в результате административной реформы в настоящее время включает в себя управление не только добывающей и не добывающей промышленностью, но и управление в таких областях, как стандартизация и метрология, судостроение, обычное вооружение и боеприпасы. Таким органом в настоящее время является Министерство промышленности и торговли.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники, атомного и технологического надзора, а также функции федерального органа по техническому регулированию и функции национального органа по стандартизации.
Министерство промышленности России осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящегося в его ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В сфере промышленности и энергетики действуют также органы, подведомственные Правительству РФ:
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
– Федеральное космическое агентство;
– Федеральное агентство по атомной энергии.
Министерство осуществляет следующие полномочия, согласно Положению о нём, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284:
1) вносит в правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств;
2) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
– порядок, объем, формы и сроки предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также для принятия решений о организаций в реестр и их исключение из реестра;
– перечень взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации организаций государств-участников СНГ;
– годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов;
– нормативы удельного расхода топлива, создания запасов топлива, технологической (электрической и тепловой) энергии, углеродного сырья;
– величину оперативного резерва мощности, порядок формирования и размещения технологического резерва мощности в энергосистеме России;
– форму реестра объектов электросетевого хозяйства, а также регламент деятельности рабочей группы по отнесению объектов электросетевого хозяйства к единой национальной электрической сети;
– правила учёта газа;
– формы декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов и т. д.
3) проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4) обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
Агентство осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 17 июня 2004 г. № 294.
Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия:
1) проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение запасов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
2) организует:
– экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а так же межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;
– экспертизу проектов национальных стандартов;
–проведение в установленном порядке проверки средств измерений в Российской Федерации;
– проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и утверждения типа средств измерения;
– сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а так же информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;
3) осуществляет:
– опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проектов федерального закона «О техническом регламенте», принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении, а также заключения экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;
– опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
– руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
– создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
– принятие программы разработки национальных стандартов;
– утверждение национальных стандартов;
– учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
– введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
– ведение:
а) федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
б) единой информационной системы по техническому регулированию;
перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
в) реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;
г) единого реестра выданных сертификатов;
д) государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности, а так же деятельность по обеспечению единства измерений;
е) государственного реестра утвержденных типов средств измерений, единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
ж) федерального каталога продукции для государственных нужд;
з) государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;
и) общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и др.