Причины возникновения административных правонарушений

Можно выделить несколько объективных и субъективных причин возникновения

административных правонарушений.

Первой из них является недостаточный учет в содержании принимаемых решений прогрессивных тенденций экономического и социального развития, а также законов управления. Принятие, например, административно – правовой нормы без учета направленности происходящих в обществе процессов может породить издание нарушающих ее актов, особенно в ходе правоприменительной деятельности.

Второй причиной появления правонарушений может быть неполнота или нечеткость правового регулирования общественных отношений. Особую опасность представляют его пробелы, возникающие в случае полного или частичного отсутствия необходимых нормативных предписаний. В сфере российского административного законодательства нет достаточно полной системы административно – процессуальных норм, управленческих процедур. Это приводит к пробелам в регулировании процессуальных отношений.

Сложность управленческих связей, быстрота изменения их структуры обусловили наличие в сфере правоприменительной деятельности субъектов государственного управления административного усмотрения. Оно используется в случае предоставления субъекту управления права издавать акт на основе свободного выбора одного из вариантов решения, при применении норм, содержащих общие или растяжимые формулировки типа «имеет право», «устанавливает, исходя из потребностей» и т.п. Административное усмотрение может создавать условия для издания неправомерного акта, совершения неправомерных действий.

Третья причина административных правонарушений кроется в слабости социального контроля, охватывающего все виды воздействия на гражданина, государственного служащего или исполнительно – распорядительный орган.

Четвертая причина – недостаточно высокий уровень правосознания участников административных правоотношений. Правосознание выступает важным элементом конкретного поведения человека или органа управления. Оно влияет на содержание юридических норм, поступки индивидов в конкретных ситуациях.

Пятой причиной возникновения административных правонарушений можно считать отклоняющееся от правовых и моральных норм поведение отдельных граждан. В основе этого поведения могут лежать разные причины: отсутствие должного воспитательного влияния на человека, некоторые виды заболеваний (например, алкоголизм, наркомания, психические расстройства) и ряд других.

Важно квалифицировать аномальные проявления управленческой воли государства в зависимости от форм их выражения. Форма и содержание любого правоотношения органически связаны между собой. Содержание определяет основные признаки формы противоправных явлений. Уяснение формы правонарушения важно для обеспечения юридической фиксации противоправных деяний.

Можно выделить четыре основные формы выражения административных правонарушений:

1) издание неправомерных административно – правовых норм;

2) осуществление неправомерным актом применения этих норм;

3) совершение неправомерных действий гражданами и должностными лицами;

4) бездействие указанных субъектов при наличии обязанностей осуществлять управленческую волю государства