Начальный окончательный
Августа 1810 года Александр I подписал «Постановление о лицее», давшее начало истории знаменитого Царкосельского лицея.
Не было в программе богословия и русского языка!
Гимназии - 4 года
Уездные училища - 2 года.
Приходские школы - обучение 1 год
· закон Божий
· арифметика
· чтение
· письмо
чтение и объяснение книги “Краткое наставление в сельском домоводстве”
Цель- образование детей непривилегированных слоев населения, а также подготовка к поступлению в гимназию.
Преподавание в училищах вели два учителя, учебная нагрузка каждого составляла 28 часов в неделю.
15 дисциплин
· грамматика русского языка
· география, история
· арифметика, геометрия, физика, естествознание
· начала технологии и др. - ознакомление с промышленным производством применительно к местным условиям.
Принимались лишь дети дворян и чиновников.
Цель - подготовка к университету.
8 учителей - нагрузка от 16 до 20 часов в неделю
· латынь и живые западные языки
· география, история, статистика, логика
· поэзия, русская словесность
· математика и естественно-исторические дисциплины - минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование)
Согласно «Постановлению», в лицей принимались «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10-12 лет по 20-50 воспитанников ежегодно. Первым директором был известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814).
· учебный год с 1августа по 1 июня; июль - каникулы. Обучение - 6 лет.
· лицей был приравнен к университетам
· обучение делилось на 2 курса по 3 года каждый
- изучение р.яз., латинского,франц., - 2 цикла предметов
немецкого «изящные искусства» и
- Закон Божий, философия, логика «гимнастические
- математика, арифметика, начала упражнения»
алгебры, тригонометрия, физика - физические и матем.
- история, география науки
- риторика, чистописание, рисование - история, словесность
фехтование, верховая езда, плавание
Через полгода - проверка знаний. Каждый год - экзамен.
Значение отмены крепостного права для культурно- просветительской деятельности и научной жизни
Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной независимости крестьянства - 19 февраля 1861 г.
· Расцвет национальной русской педагогики
· Появились пед. журналы – «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический вестник»(1857), «Учитель» (1861), «Ясная поляна» (1861)
· Были созданы первые общедоступные бесплатные библиотеки и читальни для трудящихся
· Пед. музеи - организовывали пед. выставки
· Съезды ученых
Устав средних школ (1864)
- Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Стали выдавать денежные пособия и стипендии особо отличившимся.
- Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образованияс 7- летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы:
1) классическая гимназия с двумя древними языками;
2) классическая гимназия с лат.яз.;
3) реальная гимназия без древних языков.
- учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназияс 4-летним курсом обучения по программе классического или современного образования.
Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку, литературе, математике.