Начальный окончательный

Августа 1810 года Александр I подписал «Постановление о лицее», давшее начало истории знаменитого Царкосельского лицея.

Не было в программе богословия и русского языка!

Гимназии - 4 года

Уездные училища - 2 года.

Приходские школы - обучение 1 год

· закон Божий

· арифметика

· чтение

· письмо

чтение и объяснение книги “Краткое наставление в сельском домоводстве”

Цель- образование детей непривилегированных слоев населения, а также подготовка к поступлению в гимназию.

Преподавание в училищах вели два учителя, учебная нагрузка каждого составляла 28 часов в неделю.

15 дисциплин

· грамматика русского языка

· география, история

· арифметика, геометрия, физика, естествознание

· начала технологии и др. - ознакомление с промышленным производством применительно к местным условиям.

Принимались лишь дети дворян и чиновников.

Цель - подготовка к университету.

8 учителей - нагрузка от 16 до 20 часов в неделю

· латынь и живые западные языки

· география, история, статистика, логика

· поэзия, русская словесность

· математика и естественно-исторические дисциплины - минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование)

Согласно «Постановлению», в лицей принимались «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10-12 лет по 20-50 воспитанников ежегодно. Первым директором был известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814).

· учебный год с 1августа по 1 июня; июль - каникулы. Обучение - 6 лет.

· лицей был приравнен к университетам

· обучение делилось на 2 курса по 3 года каждый

- изучение р.яз., латинского,франц., - 2 цикла предметов

немецкого «изящные искусства» и

- Закон Божий, философия, логика «гимнастические

- математика, арифметика, начала упражнения»

алгебры, тригонометрия, физика - физические и матем.

- история, география науки

- риторика, чистописание, рисование - история, словесность

фехтование, верховая езда, плавание

Через полгода - проверка знаний. Каждый год - экзамен.

 

Значение отмены крепостного права для культурно- просветительской деятельности и научной жизни

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной независимости крестьянства - 19 февраля 1861 г.

· Расцвет национальной русской педагогики

· Появились пед. журналы – «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический вестник»(1857), «Учитель» (1861), «Ясная поляна» (1861)

· Были созданы первые общедоступные бесплатные библиотеки и читальни для трудящихся

· Пед. музеи - организовывали пед. выставки

· Съезды ученых

Устав средних школ (1864)

- Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Стали выдавать денежные пособия и стипендии особо отличившимся.

- Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образованияс 7- летним курсом обучения. Были узаконены 3 типа средней школы:

1) классическая гимназия с двумя древними языками;

2) классическая гимназия с лат.яз.;

3) реальная гимназия без древних языков.

- учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназияс 4-летним курсом обучения по программе классического или современного образования.

Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку, литературе, математике.