Теория и методология исторической науки.

История, как и любая наука, обладает следующими атрибутами: 1) концепции, объясняющих смысл и тенденции исторического развития; 2) методология истории, или философия истории, включающая в себя принципы, способы и формы исторического познания; 3) принципы исторического познания; 4) собственный научный язык.

Принципы исторического познания – это основное правило изучения явлений и событий в истории:

· Принцип историзма – любое явление истории изучается в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности.

· Принцип объективностикаждое явление рассматривается в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

· Принцип социального (классового, партийного) подходаисторические процессы рассматриваются с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

Понятийный аппарат исторической науки:

· Историческое движение – историческое время + историческое пространство.

· Историческое время – 1) движется только вперед; 2) каждый отрезок движения в историческом времени уникален и не имеет себе равных; 3) вне понятия исторического времени история не существует.

· Историческое пространство – это совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.

· Исторический факт – это реальное событие прошлого, информацию о котором мы получаем из исторических источников. Затем факты выстраивают в логическую цепочку, объясняют их и, тем самым, получают историческую картину.

· Исторический источник – это памятник, хранящий в себе информацию о прошлом, которую можно извлечь. Особенность – это памятник, созданный человеком, поэтому он дает информацию о событии не абсолютно адекватную, а передает через призму сознания того, кто его создал, то есть он субъективен (проблема). С другой стороны, источник – это средство познания. Типы источников: 1) материальные или вещественные – это памятники материальной культуры; 2) письменные источниками – письменные памятники; 3) фольклорные (легенды, сказания, песни); 4) этнографические (народные обычаи, обряды, способы создания жилища); 5) лингвистические (исследование языка, выделение общих корней, реконструкция праязыка, территориальная распространенность народа); 6) фото- кино- видео- документы (с конца XIX в.); 7) фонодокументы (звуковая запись).

Методология или теория изучения исторической науки сводится к поиску фактора или факторов, которые играют решающую роль в историческом процессе, т.е. являются его движущей силой:

· В XVIII в. –1) провиденциализм– объяснение исторического процесса через действие божественного промысла; 2) рационализм– поведение исторических деятелей объяснялось человеческими качествами.

· В XIX в. - 1) романтизм(Н. М. Карамзин) – история делается не государями, а народом, поэтому должна представлять собой не галерею государственных деятелей, а отражать народный дух; 2) государственная школа (С. М. Соловьев)– движущей силой является государство и его развитие; 3) многофакторная теория(В. О. Ключевский) – нет единого фактора, а есть их конгломерат, из взаимодействия всех составляющих рождается поступательное движение (например, природно-географическое различие в уровне жизни).

· В XX в. – 1) формационный подход(переход от многофакторности к однофакторности). Авторы – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Главный фактор – условия материальной жизни общества и общественное производство. Исторический процесс представляет собой смену 5 ступеней или формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.). Развитие происходит не линейно, а скачкообразно через революции. Главным инициатором внедрения данного подхода и создателем советской исторической школы являлся М. Н. Покровский; 2) цивилизационный подход(А. Дж. Тойнби)– в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н. Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Дж. Тойнби остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

Методы исторического исследования:

1) традиционные специальные исторические методы – историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод, метод диахронического анализа, метод исторической периодизации, ретроспективный метод;

2) нетрадиционные специальные исторические методы – количественные (математические) методы, социально-психологические методы, лингвистические методы, методы семиотики, метод искусствоведческого анализа. Кроме того, в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.