Континентальная модель послевоенного развития Германии, ее социальный блок.

(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 263 – 269, тут все – текст учебника).

В ФРГ модель социально-ориентированной рыночной экономики сложилась раньше, чем в других странах, и в наиболее совершенном виде. Причины тому: традиции участи государства в общественной жизни; теоретические работы В. Рёпке, А. Рюстова, А. Мюллер-Армака и Л. Эрхарда. Последний стал организатором возрождения германской экономики.

Основные задачи правительсва:

1) Правительство призвано обеспечить свободную игру рыночных сил. Государство создает надежные правовые условия, и социальные рамки для взаимодействия субъектов экономической деятельности: равенство прав, стартовых возможносей и т.д. Поэтому германская модель есть неолиберальая модель.

2) Правительство должно защищать конкурентный порядок. Антимонопольная политика, поддержка среднего и малого бизнеса (возникают организации, представляющие интересы этого бизнеса в законодательных и исполнительных органах власти), финансовая поддержка малого бизнеса.

3) Правительство призвано развивать идеи социального партнерства: демократизация экономической жизни. Наемные работники получали определенное число мест в наблюдательных и правящих советах крупных компаний (на основе законов). Ограничение права на забастовку. Конфликты решались в согласительной комиссии. Социальное партнерство, означает прорастание рыночных отношений за рамки производства в социальную сферу.

Рыночные преобразования были осуществлены методом "шоковой терапии". Реформа началась в 1948 с конфискационной денежной реформы, замораживания части денежных счетов, либерализации цен, ограничительной денежно-кредитной политики.

Особенности "шоковой терапии" в ФРГ:

1) Длительное сохранение гос. контроля за ценами экономически важных товаров и услуг (электроэнергия, жилье)

2) Сохранение гос. регулирования внешнеэкономических и валютных отношений. Конвертируемость своей валюты ФРГ ввела лишь в 1965 г. Эти меры обеспечивали защиту отечественного потребителя и производителя.

Модель развития послевоенной Германии базировалась на максимально возможных либеральных принципах, к.т. бытро вводились и основывались на твердой монетарной политике, и, в частности на поддержании бездифицитного бютжета. Даже профицит резервировался.

В 1960-е годы появился отход от неолиберальной модели рыноч. экономики. Причины:

1) Традиции гос. управления: Остается корпоративность и иерархия управления. После денационализации доля гос. собственности все равно существенна: 40% – добыча угля, 62% – пр-во электроэнергии, 72% – алюминий, 62% – банки.

2) Рост конкуренции на мировых рынках: конкуренцию на мировых рынках могли выдержать только крупные предприятия, и правительство стало лояльно относиться к росту концентрации производства.

Концентрация производства облегчала стратегическое планирование инвестиционного процесса.

Неолиберальная традиция в области конъюнктурной политики тоже менялась: излишки федерального бюджета стали использоваться для расширения соц. гарантий и программ. Внутренний спрос рос, бизнесу нравилось, (просто хлопали стоя =) ).

В конце 1960-ых правительство ФРГ использует, как и США в начале 1960-ых, бюджетный дефицит и налоги для воздействия на экономические циклы, составляют пятилетие бюджетные планы страны и земель и разрабатывают инвестпрограммы.

Вывод: Таким образом, в ФРГ сложилась развитая система согласования интересов хозяйственной жизни, которая опиралась на законодательные механизмы. В области экономики правительство применяло тот же набор методов, что и другие страны. Особенности ФРГ: поддержка среднего и малого бизнеса. Тем не менее ФРГ в 1970-ом г. отошла от неолибеоальных принципов построение бюджета, стала использовать бюджетный дефицит.

Германия: (шляпа из шпор)

В германии наблюдалось сильное влияние эк.теории на эк.политику (В.Ойкен, К. Цвингер, Л. Эрхард).

Основная идея:

• Обеспечение правительством игры свободных рыночных сил

• Денационализация

• Устранение картелей (Steeltrest разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих комбинатов)

Немцы первыми начинают поддерживать мелкий и средний бизнес. По идее Цвингера наемные работники были представлены в совете директоров.

После 57г с приходом Л. Эрхарда к власти Германия отходит от неолиберальной модели к неоэтатистской.:

• Изменившиеся реалии: Открытость рынка. На м/народном рынке успешно конкурируют только крупные корпорации Þ концен-ция пр-ва в Г.

• Историческая причина: Контроль банков над пром-тью. Банки внесли большой вклад в планирование корпораций+традиции госуправления нацистского периода. Корпоративность и иерархия эк-кой жизни (совместный труд приносит плоды взаимовыгодной кооперации и помощи) – сохранили сильное влияние в послевоенные годы.

В 60г федеральное прав-во контролировало не менее 40% добычи угля, 62% эл.энергии, 72 % Алюминия, 62% банковских сбережений.

Для того чтобы удержаться на мировом рынке Г. пришлось отойти от ортодоксальной политики и усилить госвлияние на эк-ку.

 

35. Модель послевоенного развития Японии: патернализм + партнерство.

(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 259 – 260, тут все – текст учебника).

Страна практически не имела национального сектора. Ее модель имела иное, чем у европейских стран, устройство. Государственное представление о развитии экономики отражала конъюктурная и структурная политика, которую разрабатывали Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) и Центробанк Японии, а активно воплощали в жизнь – "воскресшие" дзайбацу: монополистические группы "Мицуй", "Мицубиси", "Сумитомо", новые компании "Сони", "Хонда".

Индикативное планирование стало ведущим звеном японской системы гос. регулирования. С 1955 по 1977 было реализованно семь пятилетних планов. План определял направление эконом. развития страны. Когда экономика развернулось в нужном направлении, план считали выполненным, делался новый план. Механизмы воздействия на экономику базировались на административных методах и экономических рычагах.

Примеры для пояснения:1) Конкуренция: зарубежный патент компания может купить только если его все другие компании-конкуренты могут тоже себе позволить. 2) Поддержка экспортного потенциала японской промышленности: МВТП обеспечивал экспортно-ориентированное предприятие материальными благами и услугами. Предприятию разрешался импорт его продукции только при условии экспорта какого-то ее кол-ва.

Но японское правительство не занималось реализацией социальных программ. Такие программы и разрабатывались и осуществлялись крупными корпорации. Они следили за здоровьем, отношениями, успехами, карьерным ростом своих сотрудников. В конечном итоге это вылилось в гарантию занятости в форме системы пожизненного найма. Ее могли себе позволить крупные компании.

Ключевые отрасли Японии в 1950 – 1960-е годы: металлургия, химия, нефтехимия, судостроение. Очевидно, что островное государство при ограниченных сырьевых и энергетических ресурсов для указанных производств импортировало большие объемы сырья. Тем не менее, в 1960-е годы рост экономики Японии: 15%-17% (рекордные показатели).

Так Япония завершила индустриальную стадию развития своей экономики.

Вывод: частный японский капитал при построении своей инвестиционной стратегии руководствовался гос. программами и разрабатываемыми планами, активно взаимодействовал с гос. властью, повышая конкурентоспособность своей продукции и готовясь к экспансии на мировые рынки.

Япония: (краткая шляпа из шпор)

Нет сектора госсобственности. Структурная и конъюнктурная политика гос-ва проводилась министерством внешней торговли и пром-ти+ЦБ+семейные кланы (Sony, Honda).

Центральным звеном Японской модели стало планирование: с 1955 по 1977гг было реализовано 7 индикативных планов:

• Защита конкуренции осуществлялась законом о патентах

• Импорт разрешался только при условии наличия экспорта.

• Гибкая система законодательства.

• Основной упор делался на развитие микроэлектроники.

Залогом успеха госпланирования стали вековые традиции: подчинение вышестоящему начальнику, преданность фирме, выполнение законов государства.

*Общие выводы касательно вопросов 31-35 можно прочитать в Буфетовой стр. 269-270.*