План Дж. Маршала для послевоенной Европы.

Содержание концепции социальной рыночной экономики

1. Социально рыночная экономика основана на идеях экономического гуманизма, провозглашающего приоритет индивида перед государством.

2. Порядок и свобода находятся в неразрывной связи. Порядок как совокупность формальных и неформальных правил должен быть установлен.

3. Порядок формирует государство. В созданном порядке господствует принцип частного права. Конкуренция – лучшее ограничение власти.

4. Задача эффективного государства – социальная интеграция общества. Эффективное государство – это свободное и демократичное государство.

Первое условие социальной интеграции – свободное государство, т.е. свободное от влияния групп с особыми интересами и ограниченное в своих действиях только законами и правовой системой.

Второе условие социальной интеграции – демократическое государство, т.е. защищающее интересы отдельной личности, семьи, малых групп.

5. Акценты государственной регулятивной деятельности смещены в область создания и контроля порядка. Рост вмешательства государства в экономику может ослабить государство по двум причинам:

– усиление влияния бюрократии на распределение ресурсов и перераспределение богатства

– рост налоговых отчислений и отчислений в социальные фонды (социализация доходов) подрывает мотивы граждан к самостоятельности и ответственности.

6. Индивиды и их добровольные организации воплощают субъективное начало в социально-экономических взаимодействиях (действуют от своего имени и отвечают за свои действия). Кроме этого, социальные ячейки (семья) и разнообразные организации выполняют функции социальной защиты и несут ответственность за действия индивида на микроуровне.

Суть социальной рыночной экономики сводится к созданию государством такого порядка, при котором индивид, семья, группа способны сами обеспечивать поддержание и рост своего благосостояния.

Сказанное позволяет заключить, что а) государственная социальная благотворительность не имеет отношения к социальной рыночной экономике; б) там, где необходимость социальной поддержки населения минимальна, там полнее реализованы принципы социальной рыночной экономики.

 

 

26. История социальной рыночной экономики: начало институционального взаимодействия субъектов экономической деятельности (1918-1923 гг.) Общая характеристика социально-экономических процессов этого периода.

Институциональные предпосылки государственного и общественного участия в решении трудовых и социальных конфликтов начинают складываться в Европе в межвоенный период XX в. Способ решения конфликтов в важнейшей сфере общественных отношений – трудовой – через посредство общественных институтов стал фундаментом для развития практики взаимодействия государства и общества, работодателей и рабочих.

Межвоенный период 1918-1923 гг. отмечен активизацией освободительного движения, экономическим подъемом 1923-1929 гг., особенно в США, а затем и тяжелейшим экономическим кризисом XX в., выход из которого был найден в усилении государственно вмешательства в экономику и в войне.

Общественные институты – профсоюзы, трудовое и административное законодательство , социальные гарантии, а так же политические механизмы выявления и учета в политике правительств интересов больших групп населения позволили создать экономический порядок.

Большинство стран формировали государственный сектор экономики, постепенно создавали основы регулирования социальной жизни общества. В других странах создавались механизмы согласования интересов, выявления и учета в экономической политике правительств потребностей больших групп населения. Эти механизмы становились востребованными стабилизаторами, обеспечивающими национальное согласие и социальную стабильность в обществе. Именно такие системы получили название «социально-ориентированные хозяйства», а другие остались обществами со смешанной экономикой.

Социальная рыночная экономика – тип рыночного хозяйства, в котором государство активно поддерживает конкурентный порядок, способствует ослаблению социальных конфликтов, реализует разнообразные программы социальной поддержки и защиты населения, опираясь на механизмы согласования интересов.

История СРЭ разворачивается в известных этапах: появление предпосылок, развитие, расцвет, кризис.

Основное содержание экономических и социальных процессов периода 1918-1923 гг.

Измерение соотношения экономических сил в мире и Европе; начало институализации взаимодействия основных социальных сил рыночной экономики: работодателей и наемного персонала; легализация деятельности профсоюзов во многих странах, установление 8-ми часового рабочего дня; начало развития экономической демократии; некоторое ослабление государственного регулирования экономики, сложившейся в годы первой мировой войны.

Создание предпосылок для развития социальной рыночной экономики (1918-1923 гг.)

Период с 1918 по 1923 г. отмечаем рядом явлений и процессов, которые положили начало формированию новых методов регулирования экономики, новых отношений в мировом хозяйстве и оказали на них большое влияние.

1. Революция в России (Февральская и Октябрьская 1917 г.) оказали большое влияние на эволюцию капиталистического хозяйства.

2. В Америке и на Востоке развернулись антиколониальные движения. Началась вторая волна деколонизации.

3. Краткое послевоенное оживление в экономике сменяется кризисом.

4. Наблюдаются организованные и осознанные попытки реформирования капиталистической системы, направленные на развертывание системы социальных гарантий и на переход от частнокапиталистического к государственно-монополистическому регулированию экономики.

По окончанию войны по Европе прокатилась война революций и стачек.

Чего добились организации рабочих в результате революционных драматических событий?

– сокращение рабочего дня

– введение системы коллективных договоров

– признания права профсоюзов представлять интересы рабочих в переговорах с работодателями

– демократизация избирательских систем

– равноправие женщин

Таким образом, два главных участника послевоенных событий – буржуазия и рабочий класс – не только сформулировали свои идеи, обнародовали свои программы действий, цели измерения жизни, но и осуществили важные инновации в политико-социальной сфере.

Начался процесс организации рынка и труда, начал складываться институт социальных гарантий, стали расширятся возможности наемных работников для организованного (не стихийного!) влияния на условия продажи услуг труда. Формирование социальной рыночной экономики началось с попыток урегулирования в самой главной сфере – сфере трудовых отношений.

 

 

27. Характеристика подъема 20-х годов: общие процессы и особенности подъема в ведущих капиталистических странах (США, Германии, Англии, Франции).

Экономический подъем происходил на фоне эволюции партийно-политической структуры в европейских странах путем либерализации политической жизни, создания коалиций буржуазных и социал-демократических партий, обращения буржуазных партий к методам либерального реформизма.

Государства учились применять методы и инструменты бюджетной и денежно-кредитной политики. В создании благоприятных условий для деятельности крупных корпораций именно крупный капитал демонстрировал динамизм и высокую эффективность использования факторов производства. Реализуемая им положительная экономия на масштабе производства повышала конкурентоспособность национальной продукции.

Расширяющаяся социальная деятельность государства возводила правительства в ранг важных субъектов социально-экономической жизни. Лидерами здесь были Англия и Германия, в которых ещё в XIX в. появились трудовое законодательство и система социального страхования.

Наблюдался рост концентрации промышленного и централизации банковского капитала. Уровень концентрации промышленного капитала был выше в США. Однако, Англия и Германия, превосходили США по масштабам централизации банковской системы.

Концентрация производства породила феномен планирования и управления в крупных корпорациях. Многообразные функции собственника начинают наемные управляющие, в деятельности которых и реализуется комплекс специализации функций собственника.

В 1920-е гг. закладываются основы потребления. Базисом стали электромеханика, химия, конвейер, наука управления. В больших городах бурно развивается организованный отдых. Европейцы знакомятся с американским образом жизни, который многих увлекает. В индустриализацию развитых стран формируется ядро новых отраслей: электромеханика, химическая промышленность, автомобилестроение, авиационная промышленность.

Экономический подъем 1920-х гг. отразился и на мировом хозяйстве. Были восстановлены многие международные картельные соглашения, распавшиеся в годы войны. Рост производства в 1920-е гг. породил много новых международных монополистических объединений как новую форму конкурентной борьбы. Общее число международных картелей за 1910-1929 гг. возросло с 100 до 320.

Экономический подъем в ведущих капиталистических странах.

В США промышленный подъем начался раньше, чем в других странах, и проходил достаточно бурно. Движущей технологической силой подъема были новые отрасли – автомобилестроение, электроэнергетика, химическая промышленность и производство искусственных материалов. Конвейерно-поточное производство на основе системы Тейлора обеспечивало производство товаров массового спроса и комплектующих изделий. Вместе с тем сформировался анклав традиционных отраслей: угольная промышленность, сельское хозяйство, а так же железнодорожный транспорт. Развернулись дискуссии о государственной поддержке указанных отраслей. Идея была Макнери-Хоугена: состояла в государственном регулировании цен на сельскохозяйственном рынке. США стали несомненным лидером в внутрифирменного управления. Период характеризуется взрывным ростом числа управляющих в промышленности, торговле, финансах. Главные факторы экономического роста США в 1920-е гг. находились в области предложения и рационализации производства. Отставание спроса от темпов предложения, высокий уровень монополизации экономики и спекулятивная вакханалия не могли иметь благоприятного исхода в рамках либеральной модели экономики. Ставка на замену дорогой рабочей силы конвейерными линиями, на массовое производство предметов длительного пользования и ориентация на внутренний рынок составили её

отличительные черты в рассматриваемом периоде, всеобщая, тотальная рационализация – её новую собственность.

Во Франции экономический подъем наблюдался с 1924 г. При росте значения крупных предприятий численно преобладали средние и мелкие. Рост экономики превратил страну из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. К факторам роста экономики страны относятся следующие. Важную роль сыграли методы хозяйственного регулирования. Была сделана ставка на координирующую роль Национального экономического совета, Высшего железнодорожного совета и основанного правительством банка «Национальный кредит». Доля базовых отраслей – металлургии, угольной промышленности, машиностроения – заметно возросла. Однако мощности шерстяной и хлопчатобумажной промышленности – только на 20-30 %. В экономике Франции возник индустриальный перекос. Франция стала индустриально-аграрной страной, сохранила большое число мелких и средних предприятий, а также приоритетность доходов от ценных бумаг по сравнению с доходами от промышленных акций. Новым моментом её экономического развития стало нарастание индустриального перекоса.

В Англии наиболее высокими темпами развивались такие отрасли, как автомобилестроение производство электротехнической продукции, авиастроение, химическая промышленность. Историческая особенность Англии заключалась в колониальном характере её экономики. Основная часть дохода поступал от торговли с колониями, от вывоза капитала, международных банковских операций и морских перевозок. Инвестиции в национальную экономику были скромными. Недостаточность инвестиций обусловила нарастание технической отсталости базовых систем отраслей экономики – угледобычи, металлургии, старых отраслей машиностроения. Это влекло снижение конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках. Низкие темпы экономического развития поддерживали высокий уровень безработицы – 10 % трудоспособного населения, что постоянно вызывало социальную напряженность. На международных рынках с английским капиталом успешно конкурировал американский капитал. Англия тоже сохранила особенности своей модели экономики, которая была связана с приоритетами вложений в колониальное хозяйство, что обусловило нарастание технологического отставания английской экономики. Новой чертой развития в 1920-е гг. стала постепенная утрата господства на финансовых рынках.

В Германии экономическое положение было отягощено выплатой репараций (132 млрд марок) и потерей индустриально развитых районов (Эльзаса и Лотарингии). Источником выплаты репараций стали налоги на товары массового спроса (косвенные налоги), отчисления от прибыли железнодорожных и промышленных компаний. Крупные предприятия успешно проводили модернизацию производства, заимствуя американский опыт конвейерного производства и рационализации управления. Росту эффективности производства соответствовала централизация капитала. В 1926 г. произошло слияние двух автомобильных гигантов – заводов Даймлера и Бенца. В результате обновления основного капитала немецкая продукция машиностроения уступала на мировых рынках только американской. В структуре германской экономики возросло значение базовых отраслей: угольной, химической промышленности, металлообработки. Увеличился выпуск продукции в новых отраслях – электроэнергетике и моторостроении. Производство же продукции легкой промышленности так и не достигло предвоенного уровня. Очевидны индустриальные перекосы в структуре германской экономики, порожденные неразвитостью капитала. В качестве инструментов регулирования государство использовало бюджет, кредитно-денежную и социальную политику. Германия в рассматриваемом периоде сохраняет основные черты своей модели развития: благодаря применению государственной координации и регулирования экономики, а также иностранной помощи после 1924 г. она быстро увеличивает темпы восстановления экономики, делая акцент на росте базовых отраслей на основе концентрации, конвейерного производства и рационализации управления. А банковские монополии контролируют всевозрастающую часть промышленных компаний.

 

28.Великая депрессия: общая характеристика, итоги и поиски выхода. Новый курс Ф.Рузвельта.

Общая характеристика кризиса 1929-1933 гг.

Основными чертами кризиса, разразившегося в капиталистическом мире осенью 1929 г., были следующие.

– Кризис был самым сильным и разрушительным в истории капиталистического хозяйства. По ряду макроэкономических показателей экономики ведущих стран были отброшены к их уровню начала XX в.

– Кризис был наиболее длительным. Обрушившись на капиталистические страны осенью 1929 г., к 1932 он только достиг своего пика. Выход из кризиса был также растянутым.

– Кризис был всеобщим. Он охватил все капиталистические страны (в быстроразвивающихся странах он был и наиболее глубоким) и все сферы экономики.

Общая характеристика кризиса в промышленности. Более половины производственных отраслей в базовых отраслях промышленности оказались избыточными. Производство средств производства сократилось вдвое больше, чем производство потребительских товаров. Небольшой рост производства наблюдался лишь в некоторых прогрессивных отраслях: электротехнической, авиационной, химической промышленности.

Общая характеристика кризиса в сельском хозяйстве. Падение производства в сельском хозяйстве сопровождалась падением цен, поскольку рынки сельскохозяйственной продукции оставались конкурентными. Разорение фермерских хозяйств угрожало утратой национальной продовольственной безопасности. Для того, чтобы сохранить функционирование фермерских хозяйств на рыночных принципах, было организованно уничтожение большого количества продукции.

Сократился объем мировой торговли. Это было связано не только с падением производства, но и с возведением тарифных и нетарифных барьеров на пути импортных потоков продукции.

В ходе кризиса пострадали денежные системы стран. Три волны инфляции сопровождали Великую депрессию. Первая волна в 1930 г. охватила аграрные страны. Вторая связана с отходом в 1931 г. Англии от золотого стандарта (отказ от размена фунта стерлинга на золото привел к обесценению фунта). Третья обусловлена отходом и США в 1933 г. от принципов золотого стандарта в построении своей национальной валюты.

К началу 1932 г. в капиталистическом мире насчитывалось 26 млн. человек безработных среди трудоспособного населения. Жизненный уровень снизился и у работающей части населения; впервые заметно пострадал средний класс.

В период кризиса активизировались теоретические и практические поиски новых методов выходи из кризиса. В условиях свободной конкуренции кризис сопровождается падением цен. Падение цен на потребительские товары стимулирует снижение цен на элементы основного капитала. Обесценивание основного капитала приводит к тому, что собственнику не выгодно «держаться» за применяемые станки и оборудование, а выгоднее приобрести новые, которые экономят издержки и обеспечивают получение прибыли даже при низких ценах. Такова схема запуска механизма выхода из кризиса в условиях конкурентных рынков. Монополии же имеют возможность реагировать на падение спроса не снижением цен, а сокращением объемов выпуска. Проблема обесценивания основного капитала становится не такой острой, и его обновление затягивается. Механизм выхода из кризиса оказывается блокированным. Теоретическим ответом на новые вопросы экономической жизни стал фундаментальный труд английского экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), а практическим – «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – английский экономист, основатель теории макроэкономического анализа. Идеи, изложенные им в книге «теория занятости, процента и денег» (1936 г.), оказали существенное влияние на разработку экономической политики многих стран с послевоенный период. В частности, в антикризисном регулировании правительства увеличивали расходы государства, создавая дополнительный спрос в экономике. Согласно Кейнсу для стимулирования экономического роста на некоторое время допускается бюджетный дефицит, который исчезнет по мере роста экономики. Основным инструментом государственного регулирования у Кейнса выступает бюджетная политика государства, которая призвана найти «золотую середину» (равновесие) между умеренной инфляцией (в случае бюджетного дефицита) и умеренной безработицей (при росте инфляции сокращаются государственные расходы и, как следствие, рабочие места).

Кризис в ведущих капиталистических странах показал ограниченность классического механизма его преодоления в условиях сильной монополизации экономики. В годы кризиса в ведущих капиталистических странах получили импульс для развития методы антициклического государственного регулирования экономики, возникшие в годы Первой мировой войны. Характер и содержание моделей регулирования определялись ущербом, нанесенным кризисом, историческими традициями, степенью монополизации экономики, жизнеспособностью и гибкостью государственных институтов. Возникли две полярные модели. В американской модели Рузвельта была сделана ставка на административные методы и механизмы государственного регулирования экономики. Совокупность законов приводила в действие механизм государственного бюджета, его средства расходовались на только на поддержку банк. сектора и крупных монополий, но и на социальные программы. Вторая модель (Германия) опиралась на косвенные методы и непосредственное участие государства в хозяйственной жизни. Инструментами такого участия стали госсобственность, гос. распределение ресурсов и контроль за их использованием, разработка инвестиционных программ развития военно-промышленного комплекса и отраслей производственной инфраструктуры. В ходе антикризисного регулирования правительства столкнулись с тем, что рост гос. расходов увеличивал гос. долг и требовал пополнения бюджета за счет налогов. Рост налогов на население снижал его спрос, а относительно меньший рост налогов на прибыль корпораций увеличивали их предложение. Получалось, что стимулирование предложения приводило к ограничению платёжеспособного спроса Новые отрасли, хотя и пострадали в кризисе, но сохранили потенциал своего развития. Выход из кризиса связан с обновлением технологической основы производства. Многое научные достижения нашли своё применение для снижения издержек. Наиболее впечатляющими были достижения в химии и бытовой электронике. Это достижения стали основой для возрождения промышленности на новой технологической базе.

«Новый курс» Ф.РузвельтаВ США наибольшей глубины кризис достиг в 1932 г., когда производство упало на 46 % по сравнению с уровнем 1929 г. В 1929 г. победу на выборах одержал губернатор штата Нью-Йорк Франклин Делано Рузвельт. Администрация разработала систему мер, направленную на стабилизацию системы частного предпринимательства и расширение социальных прав различных слоев населения.

Оздоровление банковской и денежной систем. Администрация закрыла все банки, а открытию подлежало только жизнеспособные банки, определенные специальной комиссией. Оздоровление денежной системы проводилось путем девальвации доллара, отказа от системы золотого стандарта и расширения полномочий Федеральной резервной системы. Отныне количество денег в обращении подлежало специальному контролю.

Восстановление промышленности. Был принят закон, в соответствии с которым ассоциации предпринимателей разрабатывали Кодексы честной конкуренции. Смысл кодексов – договориться о равных условиях конкуренции, предусматривающей условия и объем производства, минимальный уровень заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели. Закон предусматривал значительные расходы на социальную помощь населению, право рабочих на профсоюзы и заключение коллективных договоров с предпринимателями.

Преодоление аграрного кризиса. Администрация сельского хозяйства заключала с фермерами контакты о сокращении производства сельскохозяйственной продукции и выдавала за это премии. Для погашения долгов фермером перед банками им был выдан льготный кредит на общую сумму 2 млрд долларов.

Меры помощи безработным осуществляли специальные государственные органы. Администрация общественных работ и Администрация чрезвычайной помощи. Общественные работы заняли 15-20 % безработных. Создавались также трудовые лагеря для безработной молодежи.

«Новый курс» Ф.Рузвельта относительно быстро восстановил систему частного предпринимательства в США, но методами далеко не всегда либеральными.

Значение «Новый курс» Ф.Рузвельта заключалось в следующем:

– была восстановлена и сохранена рыночная система в США, хотя и нетрадиционными для Америки методами;

– быстрая реализация совокупности законов в стране, придерживающейся идеи «твердого индивидуализма», показала важность наличия в период реформ эффективных государственных институтов и механизмов реализации законов;

– со времен Великой депрессии методы государственного регулирования в США стали неотъемлемой чертой экономической жизни.

 

В июле 1947 г. в своей речи в Гарвардском университете Дж. Маршал предложил план восстановления европейской экономики. Это план был реакцией на тотальную нехватку твердой валюты для восстановительных работ и развития экономики Европы. Всем странам было предложено участвовать в этом плане. Однако, СССР отказался от участия и вынудил страны Восточной Европы сделать так же. В итоге 16 стран Европы и ФРГ подписали Парижскую конвенцию, которая законодательно оформляла реализацию плана Маршалла. Концепция базировалась на двух моментах:

– временном приостановлении принципов экономического либерализма;

– самостоятельной инициативе Европы по его воплощению.

План был рассчитан на 4 года и предусматривал выполнение следующих задач:

– роста производства в базовых отраслях и модернизации инфраструктуры;

– модернизации (рационализации) сельского хозяйства и отраслей, производящих потребительские товары;

– более равномерного размещения производства по территории Европы (индустриальное производство было сосредоточено в основном в зоне Рура)

– денежной и финансовой стабилизации.

На первом этапе реализации плана Маршалла (1947-49гг) объём промышленного производства в европейских странах участницах вырос на 30%, а производительность труда – на 10% по сравнению с предвоенным уровнем. Когда каналы денежного обращения наполнились полноценной валютой, производственная инфраструктура начала обеспечивать бесперебойное движение ресурсов и товаров, заработали государственные механизмы поддержки бизнеса и контроля за соблюдением норм и правил экономического поведения, тогда стимулы частной собственности обеспечили быстрое восстановление разрешенного хозяйства.

На второй стадии (1949-51гг) происходило постепенное сокращение американской помощи. В этот период УЩЭС провела значительные меры по либерализации европейской торговли: были отменены многие количественные ограничения в совместной торговле.

Для Западной Германии план имел большое значение. Послевоенные договорённости предполагали сократить производственную мощь Германии, придав развитию с\хозяйственную направленность. План предусматривал восстановление экономического единства Германии. Идея плана Маршалла разделила мир на Западный и Восточный блоки, а реализация подтолкнула к началу холодной войны. На объявление о начале денежной реформы в западной части страны СССР ответил блокадой Западного Берлина, а американцы организовали воздушный мост, действовавший почти год. Так разворачивались отношения, получившие название «холодная война».

В Японии восстановление экономики происходило медленнее и труднее, хотя американская администрация применяла методы «шоковой терапии». У Японии ресурсы для промышленного развития были весьма ограничены; она сотрудничала с отсталыми странами (Китай, Корея, Тайвань), емкость рынков которых была невелика. Японии пришлось менять свою институциональную структуру, что позволило впоследствии ускорить экономическое развитие. Япония получила свою новую конституцию из рук американцев. Аграрная реформа лишала помещиков земли, если он не вел на ней хозяйство; если земля арендовалась, то передавалась крестьянам-арендаторам в частную собственность. Семейные кланы были отстранены от власти. Иметь свою армию Японии запрещалось. Активизации роли профсоюзов и росту заработной платы был выставлен заслон. Ограничение на выдачу кредитов, девальвация Йены и повышение налогов позволили справится с инфляцией. С началом холодной войны США пересмотрели свои позиции и в Азии. Началось стимулирование экономического роста в Японии.

Значение плана Маршалла состояло в том, что:

– с его помощью Европа относительно быстро преодолела состояние разрухи, связанное со Второй мировой войной;

– в Европе возник опыт создания и применения наднациональных органов в регулировании экономических процессов в значительных масштабах;

– реализация плана Маршалла разделила страны на два блока – Восточный и Западный – и положила начало холодной войне.

 

30. Развитие социальной рыночной экономики в 50-60-е годы: институциональные изменения, направления инвестиционной политики, институциональные источники роста благосостояния населения.

Экономическая практика правительств ведущих государств мира базировалась в послевоенный период на политическом и социальном согласии субъектов экономической деятельности. Гарантом тому были правительства с участием представителей левых сил. Экономическая политика правительства включала следующие мероприятия:

– в ряде стран была проведена национализация традиционных отраслей экономики и основных отраслей производственной инфраструктуры (Эл/энергетики, транспорта);

– было организовано и реализовано в разных видах планирование основных направлений развития экономики;

– разработана специальная форма участия рабочих в управлении производством;

– расширено социально-ориентированное законодательство;

– разработаны и реализованы государственные инвестиционные программы;

– началось финансирование государством фундаментальной науки;

Все перечисленное выше означает, что государство активно приступило к экономическому регулированию. Методы гос. регулирования экономики базировались на идеях Кейнса и были направлены на смягчение циклических колебаний. Профсоюзы поддерживали антициклические меры правительства, поскольку они позволяли достичь полной занятости. Предпринимателей устраивали государственные инвестиционные программы, которые служили для них определённым ориентиром собственной деятельности, обеспечивали устойчивость частному бизнесу. А в целом антициклическая политика обеспечивала стабильность экономического роста.

Эффективность экспансии государства в экономику во многом определялась контролем над инвестиционным процессом. Инвестиции – двигатель развития индустриальной экономики. В послевоенный период набирает темп технологическая революция, в основе которой лежали электроника и новые материалы. Риск инвестиций в новое производство и технологии всегда велик. Экономический рост и практика государственных инвестиционных программ закладывали основу государственной структурной политики. Новым направлением деятельности правительств является разработка специальных инвестиционных программ и поддержка государством фундаментальных исследований и научно-конструкторских разработок на границах достигнутого знания. Таким образом, в послевоенный период правительства:

– продолжили практику финансирования развития производственной инфраструктуры;

– начали разработку инвестиционных программ поддержки новых отраслей;

– обеспечили финансирование фундаментальной науки и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Постановка экономического роста в центр государственной политики не была случайной. Для улучшения благосостояния людей нужны были высокие темпы роста. Экономический рост облегчал достижение полной занятости, способствовал наполнению государственного бюджета. Поэтому эк. Рост становится условием решения возникающих социальных проблем. В послевоенный период институциональными источниками роста благосостояния в ведущих индустриальных странах стали:

– поддержание полной занятости;

– рост гарантий занятости;

– развитие системы трансфертов населению из государственного бюджета;

– становление системы помощи при поиске работы;

– развитие жилищного строительства;

– государственная помощь системам образования и медицинского обслуживания;

– создание социальных служб (уход за больными, престарелыми, инвалидами)

– улучшение условий труда и социального климата на предприятиях.

 

 

31. Неоэтатистская модель послевоенного развития Франции, её социальный облик.

После войны правительство де Голля национализировало примерно 20% производственных мощностей, сферу страхования и четыре самых крупных депозитных банка. Главным звеном французской модели стало государственное индикативное планирование. Планы разрабатывались Генеральным комиссариатом планирования. При составлении планов использовались экономико-математические методы (модель Леонтьева затраты-выпуск). Согласно первому послевоенному плану (46-52гг) Жана Моннэ приоритет получали базовые отрасли экономики, цементная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение. Идея заключалась в стимулировании предложения средств производства. Развитие сектора потребительских товаров отодвигалось на второй план. Сельскохозяйственное машиностроение должно было механизировать производство сельскохозяйственной продукции. Координацией деятельности прогрессивных отраслей экономики занимались Генеральный комиссариат и Министерство финансов. Это позволило регулировать инвестиционный процесс в ключевых отраслях. Управление предприятиями осуществляли профессиональные менеджеры. Условия функционирования предприятий были рыночные, хотя и с некоторыми ограничениями. Ограничения усиливались в периоды кризисов, поскольку государство использовало свою собственность для оздоровления экономики. Целью социальной политики было достижение полной занятости и обеспечение более равномерного распределения доходов. Политика доходов предусматривала прежде всего регулирование заработной платы. Политика цен включала государственное регулирование цен на продукцию компаний госсектора экономики. При проведении социальной политики государство опиралось на традиции и согласование интересов с помощью профсоюзов. К недостаткам концепции регулирования экономики во Франции следует отнести акцент на развитии базовых отраслей в ущерб производству потребительских товаров. В краткосрочном периоде такая политика даёт быстрый эффект в виде повышения темпов эк. Развития, однако, в долгосрочной перспективе способна породить диспропорции между спросом и структурой предложения. Вместе с государственными военными расходами переинвестирование ведет к инфляции. Так на основе индикативного планировании, через изменения структуры производства и роста социальных гарантий Франция шла по пути экономического роста и реализации принципов социальной справедливости.

 

 

32. Англосаксонская модель послевоенного развития Англии, её социальный облик.

Переход к структуре мирной экономики, демократическому социализму включал следующие мероприятия:

– в 47-49 гг. было национализировано примерно 20% экономики страны. Национализации подверглись отрасли и производства, которые испытывали финансовые трудности или обнаруживали сильные монополистические тенденции развития (энергетика, металлургия, транспорт, топливная промышленность).

– в национализированных отраслях была проведена модернизация. За счет низких цен и тарифов на продукцию национализированного сектора государство поддержало преобразования в частном секторе экономики.

– с помощью субсидий и налоговых льгот правительство поддерживало экспортоориентированные отрасли экономики;

– в первое послевоенное десятилетие правительство применяло ценовой контроль к половине продовольственных товаров и к трети промышленных потребительских товаров.

До начала 1960х годов экономическая политика ориентировалась на краткосрочный период. Это выражалось в стремлении поддерживать бездефицитный государственный бюджет. Такой подход к построению государственной стратегии негативно сказывался на инвестиционных стратегиях частного сектора. Результатом становился более медленный, чем в других странах, экономический рост.

В социальной области кроме контроля цен приоритеты правительства были связаны с развитием системы социальных служб, совершенствованием налогообложения по прогрессивной шкале. С помощью дифференцированной ставки подоходного налога правительство уменьшает неравномерность распределения доходов граждан. Особенностью реализации социальных программ в Англии является то, что они опираются на работу частных и общественных организаций, которые используют ресурсы общества и благотворительных фондов. Политике полной занятости особого внимания не уделяется. Во второй половине 60х годов правительство переходит к более жёсткой финансовой политике, включающей замораживание заработной платы и сокращение расходов. Англия плавно совершила переход от военной экономики к мирной, опираясь на приоритеты административных методов восстановления экономики и заимствуя новые методы индикативного планирования для ускорения экономического развития страны. В социальной области Англия продолжает свои традиции, используя возможности частного сектора для развития новых форм социальной защиты и помощи.