Физическая культура в рабовладельческом государстве

Древнейшими в истории человечества классовыми обществами являлись рабовладельческие государства. Древнего Востока: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Китай. В отличие от классических рабовладельческих государств древнего мира – Греции и Рима, в государствах Древнего Востока рабовладение еще не выходило за рамки домашнего рабства и сочеталось с сохранением многих форм общинного быта. Большая роль в укреплении власти господствующего класса отводилась религии. Рабовладельцы в целях подчинения своей воле массы свободных общинников использовали и многие элементы физической культуры.

Разнообразные игры, связанные с трудовой деятельностью и нередко носившие характер магических действий, пляски, хороводы и состязания были распространены среди свободного населения всех государств Древнего Востока.

Все глубже становятся различия между физическим воспитанием знати и народных масс. Так в Древней Персии существовала система воспитания аристократической молодежи в специально организованных школах, где особое внимание уделялось обучению верховой езде и стрельбе из лука.

Многочисленные исторические памятники Крита и Микен, относящиеся к П – Ш тысячелетию до н. э. свидетельствуют о развитии элементов физической культуры в ранних рабовладельческих государствах бассейна Эгейского моря.

Ко времени расцвета Крито-микенской культуры относятся фрески с изображением весьма своеобразной игры с участием юношей и девушек. Участник такой игры с разбега хватался руками за рога быка, а тот в ответ на такое действие рефлекторно и мощно делал разгибательное движение головой, поднимая державшегося за рога в воздух, а дальше по инерции тело смельчака делало полный переворот с «приземлением» на круп животного. Сравните это с известным в наши дни прыжком гимнастов через коня, называемый «переворот вперед». Многое, похоже, но прыжок древних был несравненно труднее и опаснее.

С усилием рабовладельческой аристократии обще племенные ритуальные игры приобретали все более ярко выраженный спортивно зрелищный характер. Наряду с акробатическими упражнениями с быком в программу зрелищ включали и другие упражнения, требующие специальной подготовки, преимущественно военизированного характера: бег вооруженных воинов, борьбу, метание копья, состязание боевых колесниц и др.

В различных государствах постепенно складываются специальные системы воспитания, имевшие целью подготовить будущих воинов. В основе их лежало физическое воспитание. Рассмотрим наиболее характерные для того периода системы воспитания, возникшие в Спарте, Афинах, Риме.

Спартанская система физического воспитания

Спарта возникла в результате завоевания дорийцами Лаконии и порабощения местного населения (илотов) в середине 1Х в. до н. э. Каждый гражданин Спарты в возрасте от 20 до 60 лет числился военнообязанным, причем значительную часть времени он должен был проводить вне семьи, в общественных трапезах, куда собирались воины какого-либо подразделения. В условиях военно-лагерного образа жизни сложились и своеобразная система воспитания, которая получила полное развитие в V –VI в. до н. э.

С момента рождения ребенка его жизнь ставилась под контроль государства. Всех новорожденных, по словам Плутарха, имевших какие-либо физические недостатки, умерщвляли. До 7-летнего возраста детей оставляли в семье, а затем их обучали в специально созданных домах-интернатах.

Мальчики от 7 до 14 лет получали в основном физическое воспитание. Их учили переносить всяческие лишения, развивали силу и выносливость с помощью физических упражнений (бега, метаний, прыжков, борьбы и др.). Ежегодно для мальчиков этой возрастной группы устраивались испытания. Для подростков 14 лет назначался так называемый испытательный год. Получив оружие, они группировались в особые отряды и носили полицейскую и военную службу.

По окончании испытательного срока подростков переводили в разряд эйренов. Юноши в возрасте 15-19 лет занимались физической подготовкой и помогали взрослым воспитывать младших. В 20 лет опять проводилось испытание, и молодые спартанцы переводились в разряд эфебов – составная часть войска (до 30 лет).

Суровому физическому воспитанию юношей Спарты соответствовало не менее строгое воспитание и девушек. Они наравне со сверстниками участвовали в общественных праздниках, состязаясь в танцах, беге, прыжках, метаниях и даже борьбе. Цель такого воспитания заключалась в том, чтобы сделать тело женщины сильным и крепким, чтобы такими же крепкими и сильными были и рожденные ею дети.

Подводя итог необходимо на то. Что воспитание в Спарте, как мужчин, так и женщин носило односторонний характер: в основном физическое воспитание в ущерб - умственному.

Афинская система физического воспитания.

Подготовка рабовладельца в Афинах велась путем широкого использования не только физического, но и умственного и эстетического воспитания и заключалась в достижении «внешней и внутренней красоты».

До 7-летнего возраста афинские мальчики воспитывались в семье. Главной задачей домашнего воспитания было физическое развитие ребенка с помощью различных игр. С 7 до 14-16 лет дети проходили обучение в частных школах. В грамматической школе обучались грамоте, музыке и пению, а в гимнастической (палестре) – физическим упражнениям. В палестре главным средством физического воспитания было греческое пятиборье: бег, прыжки, метание диска, копья и молодежи, воспитания мужества и твердости духа, необходимые воину. Кроме того, больше внимания уделялось также формированию красивого тела, выработке ловких и изящных движений.

В возрасте от 14-16 до 18 лет дети рабовладельцев обучались в гимназиях, где занятиями руководили педотрибы и гимнасты. Гимнасты должны были привести в надлежащее состояние организм мальчиков, а педотрибы – развивать их занятиями атлетикой.

Завершающим этапом воспитания афинской рабовладельческой молодежи становилась эфебия – своеобразная государственная военная организация, в которую на два года (от 18 до 20 лет) зачислялись юноши из военнообязанных классов. В эфебии обучали фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, применению катапульты. В течение первого года эфебы не порывали связи с гимназией, совершенствуя там свою физическую подготовку. Одновременно они тренировались в верховой езде, на колесницах, плавании и т. п. В начале второго года обучения молодые эфебы демонстрировали перед афинянами результаты своей подготовки, после чего направлялись в пограничные гарнизоны для несения военной службы. Этим и заканчивалось воспитание воина.

В системе физического воспитания древней Греции использовалось большое количество средств, в виде физических упражнений, которые назывались одним словом «гимнастика». Гимнастика подразделялась на три раздела:

1. Палестрика – упражнения пятиборья, состоявшие из бега, прыжков, метания копья, диска и борьбы. Беговые упражнения включали в себя: бег на 1 стадию (192 м), на 2 стадии, бег в вооружении. Бег с факелами.

Из прыжков чаще всего использовались прыжки в длину, через рвы и другие препятствия. На соревнованиях проводились также прыжки с гантелями в руках.

Борьба была распространена в двух вариантах. В первом из них победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю. Второй вариант представляла борьба в различных положениях с конечной целью положить противника на спину.

Помимо основных упражнений в состав палестрики входили кулачный бой, панкратион (соединение элементов борьбы и кулачного боя), плавание, фехтование, верховая езда, стрельба из лука.

2. Орхестрика – включала упражнения для развития пластики и танцы.

3. Игры чаще всего использовались в занятиях с детьми. Сюда относились многообразные игры в мяч, перетягивание каната, удержание равновесия и т. п.

Значительным явлением в развитии древнегреческой культуры, были олимпийские игры, которые проводились каждые 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э. (дата официального упоминания в документах) и связывались с празднованием в честь Зевса Олимпийского. Древнегреческие предания связывают возникновение Олимпийских игр с именами мифических героев Греции Пелопса и Геракла. Одно из преданий приписывает честь основания праздника правителю Элады Ифиту, который заключил с правителем Спарты Ликургом соглашение о периодическом проведении в Олимпии праздника дружбы, во время которых объявлялся «священный мир».

Вначале олимпийский праздник проводился в течение одного дня. Постепенно, программа его расширялась, и длительность его увеличилась до 5 дней.

Рабам, варварам (иностранцам), женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на играх.

Наградой за победу был лавровый венок и всеобщее почитание.

Рабовладельческая Греция прекратила свое существование в 146 г. н. э. попав под римское владычество. Олимпийские игры были запрещены лишь в 394г. н. э. византийским императором Феодосием.

Физическое воспитание в Древнем Риме.

Система физического воспитания в Древнем Риме сформировалась в соответствии с задачами укрепления мощи рабовладельческой армии. Каждый свободный и полноправный гражданин должен был готовить себя к военной службе. В отличие от Древней Греции, где для решения этих задач были созданы специальные воспитательные учреждения, в Древнем Риме воспитание сохраняло домашний характер. До вступления в армию римские юноши воспитывались в семье под руководством отца. Средствами их физического воспитания были многочисленные народные игры, упражнения в беге, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В 16-17 лет римские юноши вступали в армию, где на протяжении многих лет в условиях походно-лагерной обстановки они проходили строго организованную военную и физическую подготовку.

Традиционные в Древнем Риме были троянские игры, заключавшиеся в состязаниях всадников по запутанным ходам – лабиринтам.

Во 2 в. до н. э. одним из наиболее кровавых нововведений в организацию зрелищ и празднеств были гладиаторские бои. В специальных школах под руководством опытных инструкторов рабы осваивали фехтование на различных видах оружия.

Римские правящие круги прилагали немало усилий, чтобы организовать атлетические состязания по греческому образцу. Однако все попытки были неудачны. Только попытка Димициана, учредившего в 86 г. н. э. Капитолийские игры увенчались успехом. Эти игры просуществовали до конца Римской империи.

Таким образом, физическое воспитание в рабовладельческом государстве носило классовый характер, и было направлено на подготовку господствующего класса к войне.

А как же обстояло дело в древних государствах с проблемой «движение – питание - здоровье»? На этот вопрос могут ответить литературные и документальные источники, дошедшие до наших дней. Уже в то время Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».

Если мы обратимся к 7 песне Гомеровской «Илиады», то увидим что и древние нарушали режим питания:

«Скоро окончился труд и немедленно пир уготован.

Все пировали, никто не нуждался на пиршестве общем

Целую ночь кудреглавые мужи ахейцы по стану

Вкруг пировали…

Мужи вино проливали из кубков»,

А в следующей песне:

«Там на пирах, поедая рогатых волов неисчетных

Чаши до дна выпивая, вином через край налитые».

 

Нарушение режима питания и движения обнаруживались даже среди молодых спартанских воинов. К начинающим тучнеть спартанцам Ликург применял назидательную порку на глазах сограждан.

Эпитафией людям, погибшим не на поле боя, а из-за обжорства и безделья, звучат слова Феогнида: «Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод…».

Больше всего нарушителей диеты было в Древнем Риме, в котором праздность, безделье – достигло небывалого масштаба, что отразилось в высказываниях врачей и поэтов того времени. Так, Катулл пишет: «От безделья царств и царей, счастливых много погибло», а Овидий /16 в н.э./ предупреждает «смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, как портится в озере без движения вода».

Римский врач Авл Корнелий Цельз в трактате «О медицине» пишет: «Чаще заниматься физическими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе – продолжительную молодость». Цельз предупреждает своих сограждан: «Если кто-нибудь стал полнее, красивее и более цветущим, он должен подозрительно относится к своему благополучию». Эти слова являются актуальными и по сей день.