Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)

Место Запорожской Сечи в истории украинского народа. Ликвидация казацкой республики московским правительством в последней четверти 18 в.

Рост экономического могущества Запорожья, отсутствие крепостной зависимости и демократическое устройство казацкой республики беспокоили царское правительство, поэтому намерения окончательно разрушить Запорожье появились у российских верхов ещё в 60-х гг. 18 в. Правда, тогда осуществлению таких намерений препятствовали неопределенность а российско-турецких отношениях и шаткость положения в самой империи — дворцовые перевороты и смены императоров, крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва и т. п. Окончание русско-турецкой войны 1768—1774 гг. , в результате которой Россия получила выход к Чёрному морю, подавление крестьянского восстания Пугачёва развязали имперским чиновникам руки и ускорили дело ликвидации казацкого устройства на Запорожье. Судьба казацкой республики и её столицы была решена 23 апреля 1775 г. на совете при императорском дворе.

4 июня 1775 г. войска генерала Текелия внезапно окружили Сечь-столицу, где стоял небольшой гарнизон, и потребовали его капитуляции. После бурного военного совета, сопоставив силы сторон (3000 запорожцев против 10 000 царского войска), казаки решили сложить оружие. На следующий день по приказу Текелия с Сечи были вывезены боеприпасы, артиллерия, скарбница (казна), клейноды и знамена, архив и т. д. Все строения на Сечи, кроме укреплении, разрушили, в частности 500 казацких мастерских и торговых зданий.

Военная операция по ликвидации Сечи предусматривала оккупацию всего Запорожья. Для достижения этой цели были привлечены огромные силы — до 100 000 вояк. Разделённая на несколько частей, российская армия на протяжении двух недель, с 25 мая до 8 июня 1775 г. , полностью оккупировала запорожские земли. Очаг украинской государственности и свободолюбивого духа был уничтожен. 29 июня 1775 г. был издан сенатский указ, положивший конец надеждам казаков на возрождение Сечи. Запорожцам предложили записаться в крестьянское и мещанское сословия, а многих старшин подвергли преследованиям.

После того как Екатерина II ликвидировала гетманство в 1764 г. и окончательно уничтожила остатки Украинского гетманского государства. Запорожская Сечь оставалась единственным носителем украинской государственности, последним оплотом автономии на Украине, центром свободы, демократизма и национальной независимости, приютом для беглецов от крепостной зависимости, местом развитой экономики и прогрессивных фермерских форм хозяйствования, очагом свободолюбия, героизма, блестящего военного искусства. Запорожская Сечь до последнего дыхания боролась за государственные права и свои земли, на которые наступало царское правительство. Именно на Запорожской Сечи получил развитие и усовершенствовался тот особый физический и психический, духовный и интеллектуальный тип казака, который сформировался в Украине. Запорожский казак отличался высокими нравственно-этическими качествами, сильным чувством патриотизма, пониманием наивысшей ценности свободы и независимости, физической мощью, выносливостью и умением концентрировать энергию. Эти черты закрепились на генетическом уровне, повлияли на формирование всей украинской нации, её ментальности. Народ с глубоким уважением и любовью относился к запорожцам, которые вырастали в его глазах в символ мужества, человеческой чести и национального достоинства. В своих песнях и думах народ воспел запорожское казачество.

В Запорожской Сечи развилось самобытное, оригинальное, яркое, раз-ножанровое искусство. Культура Запорожья генетически тяготела ко всей украинской культуре, её источником были традиции украинского народа.

На Сечи развилось кобзарство, именно там возник танец “гопак”. Искусство Запорожской Сечи сильно повлияло на развитие искусства всей Украины и прочно вошло составной частью в духовную жизнь современной украинской нации.

На рубеже 18—19 вв. с присоединением Правобережной Украины к Российской империи Киев из пограничного города превратился в административный центр Киевской губернии, впоследствии — Киевского генерал-губернаторства.

Ведущую роль в промышленном развитии города стали играть мануфактурные предприятия. Крупнейшими из них были “Арсенал” и Киево-Межи-горская фаянсовая фабрика.

Развитие промышленного производства города способствовало росту его внутренней и внешней торговли. Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок, известнейшей из которых была Контрактовая, происходившая на Подоле. Оживление торговли увеличивало потребности транспорта. С 1823 г. начались регулярные перевозки грузов и пассажиров по Днепру, а в 1835 г. в Киеве возникло первое акционерное пароходное общество.

Бурное экономическое развитие сказалось на застройке города. По новому генеральному плану 1837 г. , составленному под руководством архитектора В. Беретти, Киев, дотоле разделённый на три части (Верхний город, Печерск и Подол), объединили в одно целое. Прокладывались новые прямые магистрали — Владимирская улица. Бульварная улица (с 1869 г. Биби-ковский бульвар, ныне бульвар Тараса Шевченко), застраивались Липки, долина р. Лыбедь; сооружались огромные строения в стиле позднего классицизма: университет св. Владимира (1837—1842 гг. , арх. В. Беретти), институт благородных девиц (1838—1842 гг. , арх. В. Беретти).

Киев был одним из центров движения декабристов на Украине. На протяжении 1822—1825 гг. в городе состоялись четыре съезда Южного общества декабристов. После восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Киевщине произошло восстание Черниговского полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г. ).

В середине 19 в. Киев, вопреки официально назначенной ему роли центра русификаторской политики царизма, стал центром общеполитического украинского национального движения. В начале 1846 г. была создана нелегальная политическая организация — Кирилло-Мефодиевское общество {братство}. Но весной 1847 г, общество было разоблачено, а его члены подверглись преследованиям и репрессиям.

Реформы 60-х гг. открыли простор для развития капиталистических отношений как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Киев во второй половине 19 в. — административный центр трёх губерний:

Киевской, Волынской и Подольской — быстро приобретал значение важного экономического, политического и культурного центра.

Следствием экономического подъёма стали киевские “строительные горячки”, охватившие город с середины 1880-х гг. Всего лишь за 30 лет (к началу первой мировой войны) Киев неузнаваемо изменил свой облик. В то время были построены сотни многоэтажных жилых, т. наз. доходных, здании; десятки общественных сооружений — театров, библиотек, банков, музеев, храмов всех вероисповедании, больниц, поликлиник, бань, высших и средних учебных заведений. Тогда же появился крытый рынок и ипподром. Все центральные улицы были замощены, освещены сперва газом, а затем электричеством, оборудованы водопроводом, канализацией; в городе функционировали телеграф, телефон, а впоследствии и первый в Российской империи электрический трамвай, фуникулёр.

На протяжении 60—70-х гг. в Киеве действовала организация украинской интеллигенции — громада. В 1874 г. громада инициировала создание украинского научного общества — Юго-Западного отделения Российского географического общества. Оно стало активно работать над изучением этнографии, языка, экономики Украины. Правда, согласно Эмс-кому указу (1876г. ) отделение было распущено, а его активные члены подверглись репрессиям.

Во время революции 1905—1907 гг. М. Грушевский перевёл из Львова в Киев издание “Літературно-наукового вісника”, создал в Киеве Украинское научное общество (1907 г. ).