Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский

С 15 в. в Украине утверждалась такая структура господствующей элиты: князья — паны — средние и мелкие шляхтичи (земяне). Эта структура, распространённая на Волыни и в Центральной Украине, сохранялась до середины 17 в. Князья занимали особое положение высшей привилегированной ласты, к которой не давали доступа ни богатство, ни влияние, ни высокие должности, ибо князем нужно было родиться. Исследователи насчитывают свыше 50 княжеских родов, именно в которых украинские мыслители 17 в. усматривали наследников княжеских родов Киевского государства. В средневековом сознании и политической культуре политическая власть отождествлялась не так с государством, как с политическим лидером. Такими лидерами были князья, которые и символизировали идею независимости. Однако после Люблинской унии княжеские роды почти не принимали участия в общегосударственной политической жизни Речи Поспо-литой. Большую часть своей энергии они направляли на создание собственных государств-уделов, где правили как независимые властители. Образцом таких некоронованных королей были представители рода Острожских, в частности Константин и его младший сын Константин (Василий). На протяжении веков род князей Острожских служил символом обособленности Украины-Руси. Особенно выразительное звучание эта миссия приобрела в конце 16 — начале 17 в. Именно тогда корни рода Острожских начали выводить от великих князей киевских времён Киевской Руси. Так, Ипатий Потий в 1598 г. называл Константина-Василия Острожского “. . . ветвью Владимира Великого, коий Руську землю окрестил”. Герасим Смотрицкий в стихотворении, завершавшем предисловие к Острожской Библии (1581 г. ), подчёркивал не только кровную, но и духовную наследственность, выстраивая христианские добродетели княжеского дома в один логический ряд: “Владимир бо свой народ крещением просветил, Константин же богоразумия писанием осветил. . . ”После смерти польского короля Стефана Батория (1586 г. ) Константин (Василий) Острожский считался одним из возможных претендентов на престол. Секретарь папского нунция в Варшаве подчёркивал, что на стороне князя два преимущества: во-первых, он богатейший человек государства;во-вторых, его все уважают как мужа здравомыслящего и достойного, и единственное, что мешает, — князь “русин и вождь схизматиков”. Итак, традиция конца 16 — начала 17 в. без колебаний-наделяла Острожских испокон веку руським происхождением и считала их прямыми потомками князей Рюриковичей. Таким образом доказывалась непрерывность государственнических традиций на украинских землях.

Низшим слоем элиты были паны. Впервые в украинском актовом языке этот титул упомянут в грамотах галицкого князя Льва 1 Даниловича (вторая половина 13 в. ). Широкоупотребительным в Великом княжестве Литовском титул “пан” стал с середины 15 в. Так титуловали не только виднейших феодалов, но и бояр-вассалов и придворных: поначалу волынских князей, а затем и по всей Литве и Белоруси. Критерием такого титулования было наличие наследственной (вотчинной), а не предоставленной от великого князя земли.

Самой близкой к общественным низам — как по происхождению, так и по образу жизни — была мелкая шляхта, или земяне, преимущественно представлявшие потомков тех слуг, которые отбывали военную (боярскую) службу, исполняя роль промежуточного звена между крестьянством и военно-служилым слоем. Это звено было разорвано в 16 в. , когда те из слуг, которые наследственно, с деда-прадеда, отбывали такую службу, получили или “вывели” себе шляхетство; остальные же постепенно слились с крестьянством.

Украинская шляхта, теряя на протяжении 15—16 вв. политическую власть и способность решать судьбу Родины, оставалась влиятельной силой местной жизни. Унаследовав государственнические традиции княжеского Киева, она передала их казачеству, которое возглавило борьбу за восстановление украинского государства в 17 в.