Основные принципы европейского Просвещения

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно охватило практически все страны Европы. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. Просвещение зародилось в Англии, набирает силу во Франции в XVIII веке. Выдающимися деятелями Просвещения были: Руссо, Вольтер, Дидро.

Принципы эпохи Просвещения:

1) безграничная вера в человеческий разум, основным идейным содержанием эпохи становится рационализм

2) возможность перестроить общество на разумных основаниях; исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком" утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально преобразовывая" политические и социальные устои общества.

3) секуляризация общественного сознания. Секуляризация (лат. – saecularis – светский) - освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве; изъятие чего-либо из церковного ведения и передача в руки светских властей.

4) торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

5) Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – одна из главных идей эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

Идеологи Просвещения поставили вопрос об устройстве общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство. Теория естественного права исходила из представления о прирожденном равенстве людей, идеологически обосновывала демократические свободы. Теория общественного договора говорила о том, что государство не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми. Эта теория давала народу право лишить государя власти, если он нарушил условия договора и плохо охранял естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха" – идея просвещенного абсолютизма.

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка и т.д.