История отечественной литературы Лекция 6.

В начале романа Нехлюдов показан резко критически, его жизнь обездушена, обесчеловечена. Это «автобиографический» герой, зашедший дальше других по пути падения, нравственный преступник. Почему герой таков? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно расширить горизонт восприятия, посмотреть на роман не как на частную историю двух людей, а как на осмысление характера современной русской жизни: преступление со стороны дворянства по отношению к народу действительно уже свершено, уже нанесен непоправимый вред.

Нехлюдов – новый этап развития «толстовского» автопсихологического героя. Нехлюдов ведет дневник, для него характерны «чистки души», кризисные моменты, в ходе которых он переоценивает ценности, отбрасывает ложное и недолжное, накопившееся в его жизни (правда, к началу романа он давно не открывал дневник и не осуществлял «чистки»). Как и все «толстовские» герои, он стремится к народу, его поиски чужды и странны для его круга.

В это время его нравственно-философское учение достигает максимальной степени радикализма, он отрекается от всех ценностей современной ложной цивилизации, включая искусство. Толстой предваряет публикацию романа (1899) выпуском трактата «Что такое искусство?» (1898). Здесь он пишет о развращённости современного искусства, ложности его установок: оно не определяет критерии добра и зла, а наоборот, приучает принимать порок, примиряться с ним.

Роман посвящен нравственно-религиозной проблематике: показан конфликт животного и Божественного, эгоистического («сумасшествие эгоизма») и должного. Заметим попутно, что социальное, общее не противопоставляется эгоистическому, а отождествляется с ним. Человек живёт животным, эгоистическим, когда слушает других (Нехлюдов и друзья-офицеры или мать); должным – когда слушает голос совести, Бога.

Суд из фабульной темы разрастается до авторской стратегии. Современное общество судит и приговаривает Катюшу Маслову, автор судит и приговаривает современное общество. Задача Толстого – вскрыть правду, скрытую за лицемерной поверхностью

Сюжет романа восходит к двум замыслам Толстого. Первый – реальная история, рассказанная писателю известным адвокатом и общественным деятелем А.Ф. Кони (Толстой называл её «коневская повесть»): в ней тоже идёт речь о встрече на суде мужчины с девушкой, жизнь которой он когда-то загубил, о нравственном пробуждении, попытке исправить когда-то причиненное зло – в том числе браком, который в реальной истории не состоялся из-за смерти девушки. Второй замысел – идея Толстого написать роман-путешествие, в котором герой проедет через всю Россию. Именно это и происходит в «Воскресении», нам показана вся страна: Петербург, крупный губернский город, деревенская Россия, Сибирь. Представлены все слои общества (от каторжан до двора). Перед нами обстоятельный анализ современной действительности – перед тем как вынести ей «приговор», писатель подробно рассматривает её «дело».

Другой аспект своеобразия Нехлюдова среди «толстовских» героев: он заходит дальше других и по пути воскресения, «жизни в правде» – пусть и под влиянием внешнего толчка. Если Левин только думал, как бы примириться с народом, но чувствовал, что буквально крестьянской жизнью жить не сможет, то Нехлюдов отдаёт всё, служит народу, хочет жениться на девушке простого происхождения. Здесь реализуются абсолютно все составляющие толстовских представлений о жизни в правде. В финале Катюша Маслова остаётся с другим – Нехлюдов и Маслова идут дальше разными жизненными дорогами вопреки читательским сюжетным ожиданиям и даже самой реальной истории-прототипу. Смысл такой развязки тоже можно обрести в общей модели современной русской жизни, представленной в романе. Дворянин уже не нужен народу по-настоящему, время, когда от дворянства зависело всё, когда надежды народа были связаны с ним, уже прошло, оно беспечно упущено (хуже того, использовано преступно, во вред народу). Теперь право на то, чтобы занимать важное место в судьбе народа, надо завоевывать заново, а если это не случится, не страшно, не в дворянах теперь дело. Катюша идёт с революционером Симонсоном, с ним она вновь обретает право считать себя человеком. Такой выбор теперь делает человек из народа.