Инновации. Промышленная революция, промышленный переворот

Считается, что термин «промышленная революция» изобрели французы. Они посещали Великобританию в конце XVIII в. Стремительные изменения в британской экономике напоминали им революционные преобразования во Франции.

В доиндустриалъных обществах экономическое развитие тормозилось нехваткой энергоресурсов. Использовалась энергия воды и ветра, сжигалась древесина, основной тягловой силой оставались рабочий скот и люди. В Англии имелось много угля, который стал использоваться в паровых машинах. А паровые машины получили повсеместное распространение. Промышленный переворот представлял собой масштабный переход от мануфактуры к машинному производству. Первый промышленный переворот произошел в Англии в 60-х гг. XVIII10-20-х гг. XIX в. В разные годы XIX в. промышленный переворот произошел в США, Франции, Германии, Италии, Японии. В России начало промышленного переворота относится к первой половине XIX в., завершение – к концу 10-х – началу 80-х гг. XIX в. Французское слово «революция» на русский язык переводится как «переворот».

 

В 1801 г. совершила свое первое плавание одна из первых подводных лодок – «Наутилус». В 1807 г. состоялся первый рейс парохода «Клермонт» Роберта Фултона по реке Гудзон. Его скорость составляла 8 км в час. Уже в 1818 г. был совершен первый переход на пароходе «Саванна» из США через Атлантический океан в Ливерпуль. На это ушло 27 дней. Через 20 лет пароход «Грейт Уэстерн» прошел ту же трассу за 14 дней. В 1836 г. швед И. Эрикссон изобрел винт для корабля, что продвинуло вперед кораблестроение.

В 1814 г. английский инженер-самоучка Стефенсон построил первый паровоз, первоначальная скорость которого составляла 6 км в час. (Современный рекорд скорости – 575,5 км/ч.) В 1829 г. была открыта первая 50-километровая железная дорога, связавшая Манчестер и Ливерпуль. В 1831 г. начали строить железные дороги в США, в 1832 г. – во Франции. В 1837 г. первая железная дорога России соединила Петербург с Царским Селом. В 1840 г. железнодорожная сеть мира насчитывала около 9 тыс. км, в 1860 г. – 110 тыс. км. В 1841 г. англичанин Томас Кук открыл первое агентство путешествий. В 1871 г. через Альпы был проложен первый большой железнодорожный туннель. Железные дороги способствовали росту внутренней и внешней торговли, резко увеличили потребности в металле, в горючем, стимулировали развитие зарождавшегося машиностроения, дали мощный толчок индустриализации ряда стран. «Локомотив сблизит все человечество гораздо больше, чем все пророки и проповедники с самого начала мира; только локомотив научит человечество ходить», – писал английский историк Г. Т. Бокль в «Истории цивилизации в Англии» (1857). В 1856 г. англичанин Генри Бессемер создал высокоэффективный способ получения стали. Это изобретение стало использоваться во многих областях жизни от производства оружия до архитектуры и быта. В этом же году английский химик Уильям Перкин изобрел первую искусственную краску. Это сильно повлияло на текстильную и другие отрасли промышленности.

В начале XIX в. для передачи сообщений на большие расстояния требовались недели. В 1840 г. в Англии появились почтовые марки (до этого письма оплачивались адресатом). В 1837 г. англичане Чарльз Уитстоун и Уильям Кук запатентовали электрический телеграф, а американец Сэмюель Морзе в этом же году предложил телеграфный код – «азбуку Морзе». Для передачи информации теперь было достаточно нескольких секунд.