Человек Нового времени

 

Население Европы в середине XVIII в. составляло около 140 млн человек. Люди на протяжении XVII–XVIII вв. продолжали делиться на 3 сословия – 2 привилегированных (дворяне и священники) и непривилегированное третье сословие (буржуазия, рабочие и крестьяне, которых некоторые исследователи в третье сословие не включают). В кругах светской аристократии появляется мода, «искусство одеваться».

Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, – без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым… Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться – и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин презрения; никто не хочет находиться в его обществе, о нем можно только сказать, что он живет, и ничего больше… Польза истории заключается главным образом в примерах добродетели и порока людей, которые жили до нас: касательно них нам надлежит сделать собственные выводы. История пробуждает в нас любовь к добру и толкает на благие деяния; она показывает нам, как во все времена чтили и уважали людей великих и добродетельных при жизни, а также какою славою их увенчало потомство, увековечив их имена и донеся память о них до наших дней», – характеризовал облик джентльмена в «Письмах к сыну» английский граф Честерфилд[120].