Имена. Вольтер

Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778). Французский писатель и философ-просветитель. С детства Вольтер был наблюдательным, развитым ребенком, с семи лет писал стихи и трагедии. Учился в иезуитской коллегии, после окончания которой занимался литературной деятельностью, изучал право. За обличительные стихотворения его заключали в Бастилию.

В молодые годы Вольтер был эпикурейцем. В последующем опубликовал трагедии («Брут»), повести, романы, поэмы, в которых поднимались исторические и общественно значимые проблемы. В публицистике, исторических сочинениях выступил как критик феодально-абсолютистской системы, пороков цивилизации. Боролся за веротерпимость, против церковного мракобесия. В оценке роли церкви в жизни общества Вольтер дошел до призыва «Раздавите гадину!» Он не был атеистом и считал, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении. «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать»,говорил он. В «Философских письмах», «Философском словаре» Вольтер обосновывал неизбежность глубоких изменений в жизни Франции и Европы. Он не был сторонником ограничения частной собственности и ждал перемен от просвещенного государя-философа. В России вольтерьянством называли дух свободомыслия, иронии, пафос ниспровержения авторитетов.

 

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными, равными в правах. За каждым человеком и гражданином признавались свобода личности, свобода слова, право на безопасность, право на сопротивление угнетению, право собственности. Унаследованные от Просвещения гуманистические принципы, утвержденные Английской, Американской и Французской революциями, легли в основу идеалов современной цивилизации, начали свое победоносное шествие по странам и континентам.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями, многочисленными изменениями в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос, общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства, короля казнили, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 г. провозглашала Францию республикой.

В Конституции говорилось: «Каждый родившийся и имеющий местожительство во Франции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством, допускается к осуществлению прав французского гражданина… Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан. Народ непосредственно избирает представителей. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских. Народ обсуждает и постановляет законы»[108].

В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения между мужчинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограничения на разводы[109].

 

Был введен новый календарь с новыми названиями для каждого месяца.

В календарь вместо семидневной недели, упраздненной как пережиток прошлого, была введена новая единица времени – десятидневка или декада. Дни декады имели названия: примиди – первый, дуоди – второй, триди – третий и т. д. Зимние месяцы (с 21 декабря по 20 марта) назывались: нивоз (месяц снегов), плювиоз (месяц дождей), вантоз (месяц ветров) и т. д. В конце простого года (12 месяцев по 30 дней) добавлялось 5 дней. В конце високосного – 6 праздничных дней – «санкюлотид» (первый – Праздник гения, второй – Праздник труда, третий – Праздник подвигов, четвертый – Праздник наград, пятый – Праздник мнения, шестой – посвящался спортивным играм и состязаниям). Календарь Великой Французской революции был принят Национальным Конвентом 5 октября 1793 г. Упразднен в 1805 г. Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение как силе, способной указать правильный путь развития нации.

Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с которыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда выдвиженец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилизации.