Русские меценаты

Кино

Театр

Музыка

Скульптура

На рубеже XIX–XX вв. оформляются различные направления и в скульптуре. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Автором монументальных скульптурных произведений был М.О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина (»Железный», «Идущий») и С.Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.

Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (впоследствии — С.И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна, способствовала популяризации национальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», М. А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В операх М.П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Ф.И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л.В. Собинов, А.В. Нежданова и др.

В жизни театра на рубеже XIX–XX вв. продолжалась борьба за демократизацию русской сцены.

В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп — эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александринском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В.Ф. Комиссаржевская.

Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства. Особенно сильным былодемократическое направление в драматическом театре. К.С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедоступного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формировался на произведениях русской литературы — А.Н. Островского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.

Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В.Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. Талантливыми постановками отличались театр Ф.А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.

На рубеже XIX–XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аквариум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров: «иллюзионов» и «электротеатров». Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в процессе создания отечественных кинофильмов принимали участие А.О. Дранков и А. А. Ханжонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя».

Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С.И. Щукин, собиравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой западной живописи в Москве, а также Морозовы, Рябушинские и другие предприниматели.

Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.