Особенности развития русской культуры в XIV–XVII вв.

  1. 1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.
  2. 2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. После захвата турками Византии в 1455 г. Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сейчас. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».
  3. 3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры.
  4. 4. Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и приобретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.
  5. 5. Главной особенностью культуры России XVII в. стал активно протекавший процесс ее «обмирщения» — освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.
  6. 6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература

В этот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов — воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве царской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

В XIV–XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры — стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу демократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый круг исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направлениебарокко (от итал. barocco — странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэзия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе…» и комедии «Притчи о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сложил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе Злосчастии» герой — безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.