Живопись

Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты народного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи — «Николы», где преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобретали характерный славянский тип.

Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.

Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская Богоматерь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI–XII вв. Художнику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.

Большой успех приходит к русским мастерам — иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.

Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монументальная скульптура языческих времен не нашла применения, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капителях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантастических животных.

На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения — рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изображены Геракл и волшебница Кибела.