Общественная мысль

Наглядным свидетельством роста политического сознания дворянства явилась попытка Верховного тайного совета в 1730 г. изменить форму правления России. Наиболее ярким выразителем этих настроений был князь Д.М. Голицын — видный государственный деятель, в разное время занимавший посты киевского губернатора, президента Камер- и Коммерц-коллегий, члена Верховного тайного совета. Образную характеристику Голицыну дал историк XIX в. Д.А. Корсаков. По его словам, Голицын — «двуликий Янус, стоящий на рубеже двух эпох нашей цивилизации — московской и европейской. Одним своим лицом он вдумчиво глядит в былое Руси, другим — самонадеянно приветствует ее грядущее». Составленные под его руководством документы «верховников» — «Кондиции» и Пункты присяги (или Проект формы правления), по мнению историков (М.Н. Зуев), могли бы послужить основой будущей конституции. Известно, что в планах преобразований политического устройства Голицын шел много дальше своих коллег и предлагал разделить законодательную власть между Верховным тайным советом и двумя палатами выборных представителей от дворянства и горожан, что содействовало бы образованию широкой формы представительного правления.

Однако «конституционное движение» января-февраля 1730 г. вызвало сплоченный отпор бывших сподвижников Петра во главе с главным идеологом Петровского времени Феофаном Прокоповичем (русский государственный и церковный деятель, писатель). В дальнейшем в этом кругу сложилось интеллектуальное содружество, названное Прокоповичем «ученой дружиной». В него входили ученый, поэт и дипломат А.Д. Кантемир, государственный деятель и историк В.Н. Татищев, государственный деятель и дипломат А.П. Волынский. «Ученая дружина» выступала за развитие тех традиций внутренней и внешней политики Петровской эпохи, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, за прогресс в области науки и просвещения. Но при этом в основе всех представлений членов «ученой дружины» лежала твердая убежденность в правомерности и незыблемости неограниченной монархии, сословного строя и дворянских привилегий.

Наиболее полно эти воззрения отразил В.Н. Татищев. В своих исследованиях он рассматривал эволюцию общественных и политических институтов, в том числе происхождение самодержавия и крепостного права. В их основе он прежде всего видел договорное начало, обязывающее как государя, так и помещиков заботиться о своих подданных, а тех в свою очередь беспрекословно повиноваться стоящей над ним власти. Опираясь на классификацию, данную еще Аристотелем, Татищев различал три известные в истории формы государственной власти: монархию, аристократию и демократию. Для России ввиду ее географических особенностей и склада народного характера он признавал лишь благотворность монархии. В изучении истории он решительно отвергал идею божественного влияния на судьбы народа и главной движущей силой прогресса считал просвещение.

К середине XVIII в. относится зарождение просветительства — прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа, последовательной защитой просвещения и всесторонней европеизацией России.

Основоположником просветительского направления в России был М.В. Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист, поэт, преобразователь русского литературного языка. Родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье помора. В 19 лет ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-латинской академии, в Киевской духовной семинарии и в университете при Петербургской Академии наук. За границей изучал естественные и технические науки. С 1747 г. — первый русский профессор (академик) Петербургской Академии наук.

В 1748 г. Ломоносов (на 40 лет раньше французского химика Лавуазье) открыл закон, что нагревание тел происходит в результате движения атомов. Большие открытия принадлежат Ломоносову в области геологии, географии, в изучении электрических и других природных явлений. Он автор незаконченной «Древней российской истории», вышедшей уже после его смерти. Ломоносову принадлежит большая роль в создании в 1755 г. Московского университета. Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещенный абсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII в., а образцом просвещенного монарха — Петр I.

Таким образом, к середине XVIII в. происходит значительное развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологии просветительства, оказавшее прогрессивное влияние на культурную жизнь России.