Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв.М., 1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

 

Дополнительная литература

Режим личной власти Сталина. К истории формирования. МГУ. 1989 г.

Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2.. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

 

Процесс образования СССР проходил под непосредственным руководством и при участии центральных партийных органов. Условно его можно разделить на 4 этапа.

I-й этап - октябрь 1917 - январь 1918 г. В это время происходило создание национально-государственных образований, объединительные тенденции были слабы и выражались, главным образом, в декларациях.

II-й этап - приходился на годы гражданской войны. Был создан военно-политический союз Советских республик, который был закреплен постановлением ВЦИК от 1.07.19. "О военном союзе Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии".

III-й этап - 1920 - середина 1922 г. - происходит сближение государственных и хозяйственных связей в рамках централизма коммунистической партии.

IV-й этап - со второй половины 1922 г. Подготовка формального объединения в одно союзное государство.

По вопросу создания единого государства наметились две главные тенденции.

1. И.В. Сталин считал необходимым создание единого государства в рамках национально-территориальных автономий.

2. В.И. Ленин считал, что в основу единого государства должен быть положен союз суверенных республик, т.е. независимых государств. Ленинская точка зрения формально предоставляла национальным образованиям существенно большие права и полномочия. В основе такого подхода лежал принцип централизма партийных органов, фактически исполнявших функции государственного управления. В этой связи номинальные полномочия декоративного фасада государственности - Советов представлялись малозначительными, а вопрос о границах В.И. Ленин считал вообще делом десятым.

Такой подход имел существенный недостаток, поскольку в политическом аспекте был скреплен цементом всевластия партии. С утратой партией своей роли формально-широкие полномочия союзных республик наполнились фактическим содержанием и существование Союза в условиях отсутствия мощной центростремительной силы становилось невозможным.

В декабре 1922 г. были созваны съезды Советов России, Украины, Белоруссии и Закавказья, которые высказались за объединение и избрали полномочных представителей на I съезд Советов Союза ССР, который открылся 30 декабря 1922 г. Этот съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и одобрил в основном проект союзного договора.

Однако, как видно из архивных документов, сам союзный договор подписан и ратифицирован не был. Тем не менее дата 30 декабря 1922 г. стала считаться днем основания (образования) СССР. Это говорит о том, что в условиях всевластия централизованной партии вопрос о государственно-правовых основах Союза не играл существенной роли.

Таким образом, образование Союза ССР в декабре 1922 г. де-факто не было закреплено де-юре.

Конституция СССР 1924 г. Образование союзных органов власти.

В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права.

Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Разработка конституции началась в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие, вместе с тем было решено окончательно утвердить текст Конституции на II съезде Советов СССР, который состоялся в конце января - начале февраля 1924 г.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР.

Договор состоял из 11 глав:

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.

3. О съездах Советов СССР.

4. О ЦИК СССР.

5. О Президиуме ЦИК СССР.

6. О СНК СССР.

7. О Верховном Суде СССР.

8. О Народных комиссариатах СССР.

9. Об ОГПУ.

10. О союзных республиках.

11. О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

* руководство транспортом и связью;

* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;

* между республиками и др.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5:

* иностранных дел;

* военных и морских дел;

* внешней торговли;

* путей сообщения;

* почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

* ВСНХ;

* продовольствия;

* труда;

* финансов;

* рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г. основывалась на первой Конституции 1918 г. Изменения касались компетенции РСФСР, большое внимание уделялось федеральному устройству РСФСР, статусу АССР и АО, уточнялось понятие диктатуры пролетариата.

Сохранялось классовое понятие избирательного права.

Развитие органов государственного управления и суда

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала как полномочия центра, так и союзный суверенитет. В то же время это отражало поступательное движение государственного механизма к единой централизации. В основе ее лежала политика чрезвычайщины и партийно-директивного централизма. Местные советы превращались в декоративный фасад авторитарного режима, с начала высших органов партии, затем группы лиц, а затем и одного человека. Все назначения происходили через организационно-распорядительный отдел ЦК КПСС, кадровая политика стала важным средством политико-правового регулирования.

В целях успешного проведения целенаправленной классовой политики совершенствовалась и развивалась система органов ВЧК.

В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение в связи с окончанием гражданской войны о ликвидации Всероссийской чрезвычайной комиссии. Однако это решение не означало отказа от специфического рода необходимых государственных функций, выполнявшихся ВЧК. Ушло в прошлое одно название, не вязавшееся с принципами новой экономической политики. 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК в соответствии с указаниями съезда принял декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при Наркомате внутренних дел, возложив на него широкий спектр задач как страны, так и за рубежом. К ним относились: предупреждение, раскрытие и пресечение враждебной деятельности враждебных элементов (раскрытие контрреволюционных и оппозиционных организаций и лиц, предупреждение и обезвреживание открытых выступлений против государства и его органов - как политических, так и экономических, охрана государственной тайны, контрразведка, борьба со шпионажем и терроризмом во всех их проявлениях, выявление враждебных действий империалистических государств и их спецслужб, а также эмигрантских организаций русского зарубежья, внешняя разведка и др.).

ГПУ имело право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, применение мер административной ответственности. Местные отделения создавались при местных исполкомах и имели двойное подчинение. Территориальная структура ГПУ наследовала существовавшую структуру органов ВЧК и их кадровый состав.

В связи с образованием СССР 15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ). Система политического сыска получила свой высший контрольно-директивный орган, который ведал:

* руководством работы ГПУ союзных республик, а также транспортных органов ГПУ;

* непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий;

* организацией охраны государственных границ Союза ССР;

* непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом.

Другой правоохранительный орган - милиция. С 1922 г. существовал как организационная структура Наркомата внутренних дел РСФСР на правах Главного управления. Главной функцией милиции на основании положения об НКВД являлась охрана общественного порядка и обеспечение претворения в жизнь законов, уголовный розыск, пресечение противоправных деяний. В 1922 г. уголовный розыск был выделен из органов милиции в отдельное управление Угро НКВД.

До 1930 г. Наркоматы ВД были республиканскими, а с 1930 г. НКВД союзных и автономных республик были ликвидированы, а комиссариат приобрел полностью централизованную структуру. В 1932 г. было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, а в 1934 г. в ходе массовых чисток и преддверии грандиозных политических репрессий органы охраны общественного порядка были объединены с органами государственной безопасности в рамках единого НКВД. Одновременно усложнялись функции самого наркомата (например, было образовано главное управление шоссейными дорогами, НКВД руководило широкой сетью лагерей и их производственной деятельностью).

Сочетание функций обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в конце 30-х годов уже не являлось необходимым - устрашающий вал репрессий был уже позади. В феврале 1941 г. с целью разукрупнения НКВД Главное управление госбезопасности НКВД СССР было выделено в самостоятельный наркомат (НГБ СССР).

Суд

С переходом к НЭПу 11 ноября 1922 г. ВЦИК принял Положение о судоустройстве РСФСР. В соответствии с этим положением устанавливалась единая система судебных учреждений, включающая: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

Народные суды являлись основным звеном судебной системы, в отношении них губернские суды действовали в качестве кассационных судов, высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Верховный Суд осуществлял функции надзора за всеми судами республики. Состав судов избирался местными, губернскими Советами и ВЦИК.

С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Так, Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а вносил лишь ходатайство во ЦИК. Таким образом, судебная власть не была независимой и находилась под контролем государственных органов. 29 октября 1924 г. ЦИК утвердил "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", в соответствии с которыми система судебных учреждений включала: народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды Союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы.

Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов.

В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами (например, судебной коллегией ОГПУ). По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполнял такой орган, как Особое Совещание при НКВД СССР, а на местах специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров вплоть до исключительной меры наказания. Функционирование подобных органов выполняло политический заказ, отражало политическую конъюнктуру и не имело ничего общего с законностью.

В соответствии с Законом "О судоустройстве союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г. была конкретизирована система судебных органов:

* Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик;

* краевые и областные суды;

* суды автономных республик и автономных областей;

* окружные суды;

* специальные суды СССР, создаваемые по Постановлению Верховного Совета СССР;

* народные суды.

Вышестоящие суды выполняли функции кассационных инстанций в отношении нижестоящих. В сравнении с предшествующим судебным законодательством низовое звено - народные суды были несколько демократизированы и избирались населением. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами и естественно не могли быть от них независимыми.

В ведении народных судов находились уголовные дела, не имеющие политической окраски и гражданские дела по искам физических лиц. Краевые, областные, окружные суды, суды автономных республик и областей рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, об опасных преступлениях против порядка управления и хищениях социалистической собственности. Эти суды рассматривали гражданские дела по искам юридических лиц и организаций. Контроль за деятельностью судов республики осуществлял Верховный Суд республики.

Кроме того, действовали специальные суды:

* военные трибуналы;

* линейные суды (железнодорожного и водного транспорта).

До 1938 г. Верховный Суд СССР, кроме функций надзора за судами в масштабах Союза, выполнял еще и функции конституционного суда. С 1938 г. он стал высшим судебным органом СССР, осуществляя контроль за судопроизводством. Функции конституционного суда у него отпали.

В целом судебная система СССР в 20-30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.

С 1922 г. в РСФСР была восстановлена адвокатура, однако после революции она так и не поднялась до роли публично-правового института, а ограничивалась оказанием юридической помощи гражданам и защиты их интересов в суде.

Также с 1922 г. для разрешения споров между социалистическими организациями был учрежден государственный арбитраж.

Прокурорский надзор

Декретом о суде N 1, принятым СНК РСФСР 24 ноября 1917 г. прокурорский надзор, институт присяжных заседателей и адвокатура были упразднены.

До 1922 г. в советских республиках не было органа высшего надзора за законностью. Функции надзора с равным успехом выполняли Советы, Наркомюст, Наркомат Госконтроля и др. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система, наделенная полномочиями:

* осуществлять надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

* возбуждать уголовное преследование при выявлении преступлений;

* наблюдать за деятельностью органов следствия и дознания;

* участвовать в распорядительных заседаниях судов;

* приносить кассационные протесты и протесты в порядке надзора;

* наблюдать за правильностью содержания заключенных под стражей.

В качестве Прокурора республики состоял Нарком юстиции, назначаемый и отзываемый ВЦИКом. Губернские, областные прокуроры и прокуроры автономных областей назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности Прокурором республики, в непосредственном подчинении которого они находились. В автономных республиках прокурор назначался и отзывался ЦИК республики.

Помимо общей, была учреждена и военная прокуратура. При революционных военных трибуналах состояли военные прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики, состоявшему при Верховном трибунале ВЦИК. Ст.10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК.

Создание СССР требовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был промежуточный этап образования общесоюзной прокуратуры.

С 1933 г. прокуроры республик были подчинены уже не республиканским Верховным Судам, а Прокурору СССР. 20 июля 1936 г. прокуратура была выведена из Наркомата юстиции.

Произошла и реорганизация центрального и местного аппаратов. К концу 1936 г. в Прокуратуру СССР входили: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура ж/д транспорта, Главная прокуратура водного транспорта, отделы общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный по специальным делам, по надзору за местами заключения, по жалобам.

На практике в 30-е гг. Прокуратура зарекомендовала себя как верная политическая сила авторитарного режима. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский вдохновенно и творчески участвовал в репрессиях, приложив немало сил в их развязывании.

Вооруженные Силы

К концу гражданской войны в рядах армии находилось 5,5 млн. военнослужащих. Содержание армии такой численности было не по силам Советской республике. Необходимо было существенно сократить численность личного состава, не ослабляя обороноспособности страны, не упуская из виду систему подготовки резервов.

C 1923 г. начался перевод армии на милиционно-территориальную систему, создавались милицейско-территориальные формирования, однако оставлялись и кадровые части, личный состав которых сокращался. Были пересмотрены уставы и наставления, разворачивалась сеть военно-учебных заведений. 1924 г. - ЦК признал единоначалие важнейшим принципом строительства Красной Армии. В 1925 г. вышел приказ Реввоенсовета, освобождавший политработников от контроля за деятельностью комсостава, комиссары переводились на должности заместителей командиров по политической части.

Улучшалось военно-техническое оснащение частей.

В 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе.

К 1925 г. численность армии была снижена в 10 раз (562 тыс. чел.) Доля кадрового состава составляла 15-20%. Вооруженные Силы делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения.

К 1928 г. военная реформа была в целом завершена, до середины 30-х гг. армия строилась на принципах смешанного (кадрового и милиционно-территориального) устройства.

С середины 30-х гг. в связи с ростом милитаризации в мире начался перевод с территориально-милиционной на кадровую систему комплектования, за 4 года - к 1939 г. эта задача была решена.

Существенные изменения в организацию военной службы внес Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности", принятый 1 сентября 1939 г. Призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет, а для лиц со средним образованием - до 18 лет. Увеличивались сроки действительной военной службы, сборов.

Проведенные мероприятия позволяли существенно повысить обороноспособность страны. Однако репрессии второй половины 30-х гг. кардинально ухудшили боеготовность частей и соединений. Было уничтожено свыше 40 тыс. офицеров и генералов. По данным инспекторской проверки Особого Западного военного округа в 1940 г. из 220 командиров полков не было ни одного выпускника академии им. М.А. Фрунзе. Только 25 чел. закончили военные училища, а остальные - полковые школы и курсы младших лейтенантов. К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров имели высшее образование. 75% лиц начальствующего состава занимали должности менее года. Репрессии вырубили кадровое ядро армии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные этапы и особенности образования СССР.

2. Каковы структурные особенности Конституции ССССР 1924 г?

 

ТЕМА 30 КОДИФИКАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВА.

1. Формирование системы нового законодательства.

2. Основные черты трудового, гражданского, семейного законодательство; «руководящие начала по уголовному праву» 1919 г.

3. Кодификационная работа в период нэпа; создание общесоюзных кодификационных актов; кодификационные акты республик.