ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

1. Особенности британской конституции.

2. Современная политическая система Великобритании.

3. Распад британской колониальной империи.

4. Великобритания и европейская интеграция.

5. Ольстерская проблема в Великобритании: истоки, сущность, попытки решения.

6. Британский неоконсерватизм. М.Тэтчер. Д.Мейджор.

 

 

1. Британский конституционализм – своеобразное явление. Эта страна до сегодняшнего дня не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативно-правового акта. Но в то же время нельзя сказать, что у Великобритании конституции нет вообще. Она и есть и очень специфична. Она состоит из писаных (тех, которые исходят от парламента) и неписаных (судебные и административные прецеденты, конституционные обычаи) актов.

В целом выделяется 4 группы источников британской Конституции: статуты, судебные и административные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.

Статутное право – это акты парламентов, которые были приняты с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется от Великой хартии вольностей. При этом не все акты парламента признаются частью конституции. К актам, которые рассматриваются как конституционные, относят акты, которые регулируют:

а) структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате лордов 1999 г., Акт о палате общин 1978 г. и др.);

б) правовой статус личности (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., положения которых, правда, преимущественно носят исторический характер);

в) избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и др.);

г) статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.);

д) организацию территории и местное самоуправление (акты о местном управлении 1972, 1985, 1994 гг. и др., акт об объединении с Шотландией 1706 г., акты о самоуправлении в Шотландии и Уэльсе 1999 г.).

Всего таких актов в наше время насчитывается более 40. Кроме того, конституционные нормы содержатся в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящихся к предмету регулирования других отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву. Следует иметь в виду, что конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

В целом, статутное конституционное право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно увеличивается.

Прецедентное право. Предусмотрено, что суды не только применяют, а и создают нормы права, т.е. правилам, которые содержатся в судебных решениях, должны следовать и в дальнейшем. В данном случае имеется в виду совокупность судебных решений по конституционным вопросам. Прецедентное право условно делят на общее право и право справедливости. Общее право создавалось королевскими Вестминстерскими судами, а под правом справедливости понимается совокупность норм, которые создавались судом лорда-канцлера, чтобы дополнить, а иногда и пересмотреть систему общего права. Обязательные прецеденты могут создаваться не всеми судами, а только так называемыми высокими судами (Верховный суд и палата лордов).

Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании довольно ограничена. В наше время они преимущественно решают вопросы, которые касаются привилегий Короны.

Исторически прецедентному праву принадлежит довольно значительная роль в формировании британской конституции. Но судебные решения со временем получают статутное оформление.

Конституционные обычаи играют значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, которые называют соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, согласно обычаю, монарх не может не подписать акт, принятый обеими палатами парламента. Соглашения регулируют и такие важные вопросы, как формирование правительства лидером партии, одержавшей победу на парламентских выборах, коллективную и индивидуальную ответственность министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего.

Конституционные соглашения являются очень своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не может существовать. Но с другой – обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Но их несоблюдение может привести к серьезным политическим последствиям.

Доктринальные источники – специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мысли известных ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаруживается пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, которые бы регулировали определенные отношения.

В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обосновании той или мной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции объясняется историческими причинами: сначала именно прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и определяли своеобразие ее формы. В ХХ же веке происходит увеличение количества источников статутного права и многие неписаные нормы заменяются законами. Но и до сегодняшнего дня регулирование конституционных вопросов не имеет всеобъемлющего, систематизированного и детализированного характера. Так, например, должность премьер-министра устанавливается лишь косвенно, т.е. только упоминается в единственном статуте – акте о министрах Короны 1937 г. при определении размера жалованья министрам. В то же время там нет статуса министров, премьер-министра, ничего не говорится о его взаимоотношениях с членами правительства, другими государственными органами. Указанные вопросы регулируются только обычаями.

 


2. Великобритания – конституционная монархия, т.е. главой государства является монарх. Но за время почти тысячелетнего существования (с небольшим перерывом между 1649 и 1660 гг., когда страна была провозглашена республикой) монархия постепенно утратила бывшую власть.

В стране действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой престол передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери.

Ныне царствующая королева Елизавета II принадлежит к Ганноверской (с 1917 г. Виндзорская) династии. Она – 40-й по счету британский монарх с момента завоевания Британии нормандцами (1066 г.). Ее отец, Георг VI, был последним из английских королей, кто носил титул императора. Сейчас королева возглавляет Содружество, в которое входит около 50 государств, из которых 16, в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия, признают ее главой своего государства. Она назначает в эти страны генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество – это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями. На престоле Елизавета II находится с 1952 г.

Как и любой другой монарх в условиях конституционной монархии королева «царствует, но не правит». Хотя формально она имеет много полномочий. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, которые не исходят от парламента. Их можно поделить на личные и политические.

Личные прерогативы:

а) право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул);

б) право на содержание (в 1952 г. эта сумма составляла £475 тыс., а в 1995 г. – £7,9 млн.);

в) право иметь королевский двор.

Во время правления Георга VI (предпоследний монарх) была установлена еще одна прерогатива – освобождение от уплаты налогов, но в начале 90-х гг. Елизавета II добровольно от нее отказалась.

Политические прерогативы формально очень многочисленны и серьезны, но на практике в наше время самостоятельно монархом они не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально, поэтому их называют «спящими прерогативами». Все политические прерогативы можно поделить на несколько групп.

1. Прерогативы, которые касаются взаимоотношений с парламентом:

а) во взаимоотношениях с парламентом полномочия монарха определяются в первую очередь тем, что монарх является составной частью этого органа. Но монарх не может присутствовать на заседаниях парламента без специального приглашения. С этого правила установлено единственное исключение, связанное с еще одной королевской прерогативой: каждый год именно монарх открывает очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с речью, которая готовится для монарха премьер-министром. Формально-юридически только в это время парламент заседает в полном составе и устами монарха провозглашается программа, с которой правительство выходит на очередную парламентскую сессию;

б) подписание принятых парламентом законов. Они подписываются в старой формулировке, принятой еще со времен нормандского завоевания: «La Reyne ainsi veult» – «Так желает король (королева)». С этой прерогативой связана еще одна – право королевского вето, которое формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не используется;

в) именно монарху принадлежит право роспуска нижней палаты парламента – палаты общин.

2. Во взаимоотношениях с правительством статус монарха характеризуется тем, что он назначает премьер-министра. Но фактически им становится лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах. В то же время иногда возникают довольно сложные ситуации, когда слово монарха может стать решающим. Так, в 1957 и 1963 гг. в руководстве консервативной партии, которая победила на выборах, не было единства, в результате чего оно не смогло выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. Решающее слово было сказано монархом: в 1957 г. Елизавета II поддержала Макмиллана, в 1963 г. – Дуглас-Хьюма. В 1974 г. благодаря позиции королевы было сформировано лейбористское правительство, хотя явного преимущества у этой партии не было.

Созданное правительство действует от имени короны.

3. Судебные полномочия монарха – от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся все уголовные дела.

4. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании. Он назначает всех высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (личное воинское звание королевы – полковник), награждает знаками отличия. Кроме того, только монарх жалует дворянские титулы (это обычно делается раз в год).

5. Внешнеполитические полномочия монарха определяются прежде всего тем, что он – глава Содружества, возглавляемого Великобританией.

6. Специфической чертой монарха является то, что он является главой англиканской и пресвитерианской церквей и назначает епископов.

Но все акты, исходящие от монарха, подлежат контрассигнации премьер-министра или ответственного министра. Т.е. в соответствии с конституционным обычаем монарх не может издавать ни единого акта без согласования с премьер-министром.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности в обществе.

Законодательная власть осуществляется парламентом, который состоит из палаты лордов, палаты общин и монарха. Ведущая роль принадлежит палате общин. Это выборный орган, в который входит 659 депутатов (численность парламента изменяется в зависимости от изменения численности населения), которые избираются на 5 лет по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

В палату лордов более 700 лет входили высшие чины церкви (26 духовных пэров), наследственные пэры (их было около 800) и пожизненные пэры. В соответствии с Актом о палате лордов, принятом 27 октября 1999 г., состав палаты изменился. В ней остались духовные пэры, пожизненные пэры (их численность постоянно меняется: например, в 1994 г. их было 448, в 1999 г. – 507, в начале 2005 г. – около 500). Наследственные же пэры утратили право быть членами палаты лордов по наследству. Сейчас из их числа избирается 92 пэры в палату лордов, которые пребывают там пожизненно, довыборы проходят только в случае возникновения вакансии. В то же время они получили право претендовать на место в палате общин, не отказываясь при этом от своих титулов, как это было ранее. Полномочия палаты лордов значительно меньшие, чем полномочия палаты общин. Эти права были существенно ограничены Парламентскими актами 1911 и 1949 гг. Основной функцией палаты является рассмотрение и внесение поправок в проекты, которые подаются палатой общин (при этом финансовые законопроекты вообще палатой лордов не рассматриваются). С 1949 г. за палатой лордов сохранилось лишь так называемое право отлагательного вето, т.е. право кратковременной отсрочки принятого палатой общин законопроекта, в то время, как ранее они могли совсем отклонить любой законопроект, принятый палатой общин. Кроме того, палата лордов выполняет функцию высшей судебной инстанции страны.

Высшая исполнительная власть возложена на кабинет министров (правительство), который и осуществляет разработку национальной политики во всех сферах.

Правительство имеет очень своеобразную структуру. Состав кабинета (собственно правительства) и официального правительства не совпадает. Кабинет существует благодаря конституционному обычаю. Министры, которые возглавляют наиболее важные министерства, назначаются членами кабинета. В него входят: премьер-министр и 20-22 человека – лорд-канцлер, канцлер казначейства, министры внутренних дел, обороны, министры без портфеля. Состав кабинета неоднородный. Наиболее близкие члены кабинета и пользующиеся доверием премьер-министра (3-5 человек) входят в так называемый «внутренний кабинет». Принятые им решения (кабинет в полном составе собирается очень редко) оформляются потом как решения кабинета. При необходимости количественный и персональный состав «внутреннего кабинета» может изменяться по желанию премьер-министра.

Правительство формирует партия, одержавшая победу на выборах в палату общин. Монарх назначает премьер-министра и, по его представлению, министров. Все они являются депутатами парламента. Всего их насчитывается около 100 человек. В правительство входит 4 группы министров:

1. Главы отдельных министерств. Часть из них входит в состав кабинета.

2. Министры без портфеля и члены правительства, занимающие разнообразные традиционные должности (например, лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати и др.). В каждом конкретном правительстве на них возлагаются какие-нибудь особые функции.

3. Государственные министры – это заместители министров наиболее крупных министерств.

4. Так называемые младшие министры – парламентские секретари, которые назначаются для обеспечения связей министров с парламентом.

После выборов 1997 г. правительство было сформировано лейбористской партией, его возглавил Энтони Чарлз Линтон Блэр (1953 г.р.). Он выходец из богатой семьи, воспитанник привилегированной частной школы, выпускник Оксфордского университета, с 1989 по 1992 г. он занимал должность министра по вопросам занятости, а с 1992 г. – министра внутренних дел теневого кабинета.

Особенностью политической системы Великобритании является наличие кроме официального и так называемого «теневого кабинета», который формируется оппозиционной партией. Он имеет такую же структуру, имитирует деятельность правительства и в любой момент готов прийти ему на смену.

В Великобритании существует многопартийная система. Ведущими являются лейбористская и консервативная партии. Несколько меньшую роль играют либералы, которые до 20-х гг. ХХ в. были главными соперниками консерваторов.

Лейбористская партия. Официальной датой основания является 1906 г. Партия объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов (их в конце ХХ в. насчитывалось около 400 тыс.). После Второй мировой войны партия находилась у власти в 1945-1951, 1964-1970, 1974-1979 гг. и с 1997 г. Наиболее известными лидерами партии в это время были К.Эттли, Г.Вильсон. Идеологической основой партии является принцип «демократического социализма» (хотя с 1995 г., когда лидером партии стал Э.Блэр, партия постепенно отказывается от «социалистических» атрибутов прошлого), в экономической политике склоняется к концепции смешанной экономики. Поэтому во время пребывания партии у власти осуществлялась широкая программа национализации металлургической, угольной, газовой промышленности, автомобильного транспорта, была создана бесплатная система здравоохранения, осуществлялись программы государственного жилищного строительства и др. В сфере внешней политики лейбористы отошли от курса на одностороннее ядерное разоружение, выступают за продолжение европейской интеграции, но больше устремлены на сохранение хороших отношений с США. Партия входит в Социнтерн, секретариат которого находится в Лондоне. С 1994 г. лидером партии стал Э.Блэр. Сразу же он предложил и партией было принято решение об изъятии из устава 4-го пункта, который предусматривал необходимость обобществления средств производства. Лейбористы были последней европейской партией социал-демократического толка, которая отказалась от этого положения. Именно с его именем связан рост авторитета партии и победа на выборах 1997 г.

Консервативная партия. Организационно оформилась в 1867 г. В своих рядах насчитывает около 200 тыс. членов. После Второй мировой войны находилась у власти в 1951-1964, 1970-1974, 1979-1997 гг. Наиболее известными ее лидерами в это время были У.Черчилль, М.Тэтчер. Во время пребывания у власти партия проводила курс на осуществление социальных и экономических реформ, включая децентрализацию и приватизацию экономики. Во внешнеполитическом плане для консерваторов характерным был общенатовский подход к решению международных проблем. Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение «особых отношений» с США, за модернизацию ядерного потенциала, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС. Лидером партии после поражения на выборах 2001 г. стал Майкл Ховард.

Партия либеральных демократов. Партия сформирована в 1988 г. путем слияния либеральной и социал-демократической партий, которые с 1981 г. выступали на политической арене в альянсе. Насчитывает около 80 тыс. членов. Политическая платформа либеральных демократов центристская, много в чем компромиссная (между двумя основными партиями). Ее основные составляющие – необходимость сохранения у Великобритании ядерного оружия, членство страны в НАТО. Во внутренних вопросах они также придерживаются промежуточной линии, выступают за борьбу с безработицей, приоритетное решение социальных проблем, прекращение дальнейшей денационализации, но в целом делают ставку на рыночную экономку и развитие конкуренции. Лидером партии является Чарлз Кеннеди.

Остальные партии не такие влиятельные и многочисленные: Демократическая партия Северной Ирландии, Шинн Фейн (политическое крыло Ирландской республиканской армии), Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии, Ольстерская юнионистская партия, партия Уэльса, Шотландская национальная партия, партия «зеленых» и др.

По результатам последних выборов в июне 2001 г. места в парламенте среди партий распределились следующим образом: Лейбористская партия – 412 мест (42,1% голосов избирателей), Консервативная – 166 (32,7%), Либеральные демократы – 52 (18,8%), остальные – 29 (6,4%). На октябрь 2004 г. в результате проведения дополнительных выборов ситуация немного изменилась: Лейбористская партия – 407 мест, Консервативная – 163, Либеральные демократы – 55, остальные – 34.

Важную роль в жизни Великобритании играют профсоюзы. В стране действует 413 профсоюзов (около 7,2 млн. членов, или приблизительно 33% самодеятельного населения). Наиболее крупными профсоюзными объединениями являются Британский конгресс тред-юнионов и Всеобщая федерация тред-юнионов. Первое из них создано в 1868 г., в него входит 74 отраслевых профсоюза (6,8 млн. членов), традиционно поддерживает и финансирует лейбористскую партию. Всеобщая федерация тред-юнионов основана в 1899 г., объединяет 29 отраслевых профсоюзов (215 тыс. членов). В Шотландии и Уэльсе имеются свои профсоюзные объединения – Шотландский конгресс тред-юнионов и Уэльсский конгресс тред-юнионов. В 80-х гг. ХХ в. произошло сокращение численности профсоюзов и этот процесс продолжается и сейчас.

Предприниматели создают свои экономические организации – союзы предпринимателей. Главное их задание – выработка единой экономической политики и доведение ее до государственных органов, ведение переговоров с профсоюзами о путях и средствах ее решения.

Главным объединением является Конфедерация британской промышленности (КБП), которая охватывает 110 центральных союзов предпринимателей и около 2000 местных союзов. В КБП входит 300 тыс. компаний, в которых работает около 50% активного населения. Конфедерация официально представлена в парламенте, правительстве и оппозиции, имеет свои представительства почти в 100 странах мира.

Специфическим институтом британской общественно-политической жизни являются клубы. «Клубный принцип» – неотъемлемая черта тайного механизма власти. Как говорят сами англичане, страна управляется через разветвленную сеть личных контактов и связей. Клубы и осуществляют эти контакты и связи.

Английский клуб – уникальное учреждение (подобно гостинице закрытого типа). Член клуба может там провести какое-то время. Там есть библиотеки, рабочие кабинеты, жилые комнаты, ресторан. Женщины в клубы как правило не допускаются. Наиболее известные клубы: «Карлтон» (клуб консерваторов), «Аттениум» (клуб ученых и писателей), «Сент-Джеймс» (клуб дипломатов), «Бакс» (клуб офицеров гвардии), «Уайт», «Королевский автомобильный клуб», «Терф», Военный и флотский клубы и др.

 


3. Вторая мировая война, кроме победы в ней Великобритании, имела для нее и еще одно последствие – это распад колониальной империи. Еще в годы войны во многих колониальных и зависимых странах развернулось движение за национальную независимость и после войны с ним надо было уже считаться. Эти процессы охватили и английские колонии. Одновременно с этим война ослабила саму Великобританию и у нее иногда уже не хватало сил для подавления национально-освободительного движения, хотя некоторые народы завоевали свою независимость с оружием в руках. В тех же странах, где переход к независимости происходил мирным путем, Великобритания стремилась сохранить свое влияние.

В 1947 г. было принято решение о предоставлении статуса доминионов Индийскому Союзу и Пакистану, которые были образованы на территории бывшей Британской Индии, а в 1950 г. эти два государства провозгласили свою независимость.

В 1948 г. доминионом в рамках Британского содружества наций стал Цейлон (с 1972 г. независимое государство), независимость получила Бирма, в 1957 г. – Малайя, в 1959 г. – Сингапур.

В Африке первым независимость получил Судан. Он с 1899 г. было англо-египетским кондоминиумом. После антимонархической революции 1952 г. в Египте в феврале 1953 г. было подписано англо-египетское соглашение о Судане, которое признавало принцип самоопределения последнего, а в декабре 1955 г. парламент Судана принял решение о провозглашении независимости, которая была признана Великобританией. В 1957 г. независимость провозгласила Гана (до провозглашения независимости – Золотой Берег).

В 60-х гг. еще более ускорился процесс распада империи. В это время независимыми стали британские островные территории в Латинской Америке – Ямайка, Тринидад и Тобаго (1962 г.), Барбадос и Британская Гайана, которая приняла название Гайана (1966 г.).

В Азии в 1967 г. после длительной борьбы независимость получил Южный Йемен.

В это время почти распалась британская империя в Африке. Этот процесс с конца 50-х гг. в Великобритании предсказывался и к этому там готовились. В 1960 г. премьер-министр Великобритании Г.Макмиллан в парламенте заявил: «Хотим мы этого или нет, но рост национального самосознания народов является политическим фактором, с которым мы вынуждены считаться, потому что это свершившийся факт и его должна учитывать наша национальная политика». В то же время британское правительство всячески стремилось оттянуть предоставление независимости, чтобы укрепить свои позиции в будущих государствах.

В 1960 г. независимыми стали Британское Сомали (в том же году объединилось с итальянским Сомали в единую Сомалийскую республику), Нигерия, в 1961 г. – Сьерра-Леоне, в 1965 г. – Гамбия.

В Восточной и Центральной Африке ситуация была более сложной. Здесь крепкие позиции были у белых поселенцев, на которых Великобритания делала ставку. Но и здесь развитие национально-освободительного движения привело к выдвижению требований о независимости. Первой из восточноафриканских стран ее добилась Танганьика (1961 г.), за ней Уганда (1962 г.), острова Занзибар и Пембе (1963 г.). Ожесточенная борьба за независимость шла в Кении, которая стала независимой в 1963 г. В последний день того же года была распущена Федерация Центральной Африки, на месте которой появились новые независимые государства: в июле 1964 г. Ньясаленд (стал называться Малави), в октябре 1964 г. – Северная Родезия (стала называться Замбией), только Южная Родезия оставалась английской колонией. Там борьба за получение независимости продолжалась до 1980 г., когда было провозглашено новое независимое государство – Республика Зимбабве.

В 1966-1968 гг. независимости добились три британских протектората в Южной Африке – Бечуаналенд (сейчас Ботсвана), Басутоленд (сейчас Лесото) и Свазиленд, была провозглашена независимость островного государства Маврикий в Индийском океане.

В 1976 г. Великобритания согласилась на образование независимой Республики Сейшельские Острова в западной части Индийского океана.

Последней колонией, которая вышла из-под зависимости Великобритании, был Гонконг, который в 1997 г. перешел по договоренности с КНР под суверенитет последнего.

Таким образом, во второй половине ХХ в. завершился процесс распада Британской колониальной империи. Но связей со своими бывшими колониями Великобритания не утратила. Около 50 бывших колоний и доминионов (Антигуа и Барбуда, Вануату, Гайана, Доминика, Западное Самоа, Лесото, Нигерия, Сингапур, Тринидад и Тобаго, Южно-Африканская Республика и др.) входят в Содружество, возглавляемое Великобританией (до 1947 г. – Британское Содружество наций). Высшим органом Содружества является конференция глав правительств, которая созывается один раз в два года. 16 членов Содружества признают британского монарха главой своего государства, среди них: Австралия, Барбадос, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа–Новая Гвинея, Ямайка и др.

 


4. Вторая половина ХХ в. характеризуется усилением интеграционных процессов. Не обошла стороной эта волна и Великобританию. Но на этом пути она столкнулась с многими трудностями. Наиболее известным примером интеграции стал Европейский Экономический Союз (ЕЭС), созданный в 1957 г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Но Великобритания в него тогда не вошла.

Еще в 1956 г. Великобритания выдвинула проект создания «зоны свободной торговли», участниками которой могли стать все страны Европы. Проект предусматривал постепенную ликвидацию таможенных барьеров и квот на промышленные товары между участниками «зоны», но не касался сельскохозяйственной продукции и не вносил никаких изменений во взаимоотношения с заморскими территориями. Можно сказать, что Великобритания хотела возглавить интеграционный процесс в Европе на своих условиях, опираясь на свои «особые отношения» с США. Но Франция возразила и в 1958 г. проект «зоны свободной торговли» был отвергнут.

В этих условиях, в июне 1959 г. в Стокгольме состоялось совещание представителей Великобритании и ряда стран, которые по различным причинам не смогли либо не пожелали принимать участие в деятельности ЕЭС (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария). На нем было принято решение создать «малую зону свободной торговли» в соответствии с английским планом. Это объединение получило название Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Но ЕАСТ в дальнейшем не так эффективно продвигалась по пути интеграции, как ЕЭС. Это было связано с тем, что она объединяла страны, мало связанные между собой. И уже с 1961 г. Великобритания начинает предпринимать попытки к вступлению в ЕЭС, но этому постоянно противодействовала Франция. И только после ухода с политической арены президента Франции Ш. де Голля ей удалось осуществить эти устремления.

В июне 1971 г. английским представителям удалось достичь предварительной договоренности об условиях вступления Великобритании в ЕЭС. Великобритания брала обязательство в течение полутора лет постепенно отменить таможенные сборы в торговле со странами ЕЭС и подтянуть свои невысокие цены на сельскохозяйственную продукцию до уровня цен «шестерки». Размер финансового взноса Великобритании в бюджет ЕЭС должен был к началу 80-х гг. достичь почти четверти всех взносов в казну ЕЭС.

В октябре 1971 г. парламент утвердил решение о вступлении Великобритании в ЕЭС, а в январе 1972 г. премьер-министр Э.Хит подписал договор о присоединении Великобритании к ЕЭС, Евратому и Европейскому объединению угля и стали с 1 января 1973 г. Тогда же членами ЕЭС стали Дания и Ирландская Республика.

Вступление в ЕЭС было неоднозначно воспринято английским обществом. У него были как сторонники, так и противники. И вследствие этого в июне 1975 г. состоялся референдум по этому вопросу. Приблизительно две трети принявших участие в референдуме высказались за участие Великобритании в ЕЭС, после чего этот вопрос стал утрачивать свою остроту.

За годы пребывания Великобритания очень часто предпринимала попытки проводить в рамках ЕЭС (сейчас Европейский Союз – ЕС) самостоятельную политику, которая не совпадала с позицией стран-участниц Союза: по вопросам введения единой валюты, отмены пограничного контроля, проведения единой социальной политики, в частности, введения единого нормирования труда и внедрения минимальной почасовой ставки заработной платы и т.д.

Но тем не менее, сейчас Великобритания считается одним из главных участников этого объединения, а с июня 2005 г. ее представитель (премьер-министр Э.Блэр) на полгода занял пост председателя Евросоюза.

 


5. Проблема Северной Ирландии (Ольстера) имеет давние корни. Эта проблема заключается в борьбе между католическим большинством и протестантским меньшинством.

В 1171 г. король Генрих II вторгся в Ирландию и провозгласил себя ее верховным правителем, тем самым фактически положив конец независимой гэльской Ирландии. К 1250 г. большая часть Ирландии была завоевана, но ирландцы продолжали борьбу против англичан и их политического господства. На протяжении почти 150 лет – с 1338 до 1485 г. – внимание английских королей было отвлечено Столетней войной и войной Алой и Белой Роз. Но в конце XV в. король Генрих VII возобновил попытки англофицировать Ирландию, запретив смешанные браки и выдвинув требование обязательного знания английского языка.

В 1541 г. Генрих VIII провозгласил себя королем Ирландии, но так и не смог завоевать страну. К 1558 г., когда на престол взошла Елизавета I, Англии не удавалось восстановить полный контроль над Ирландией. Ее политика включала и попытку привлечь ирландцев к англиканству, для чего была создана Ирландская церковь. Но понадобилось четыре войны, чтобы английская армия смогла нанести поражение силам католиков. В 1601 г. англичане окончательно взяли верх. Среди наиболее стойких и опасных противников англичан были вожди ольстерских племен, которые проживали в северной части Ирландии. После поражения много их сторонников сбежали в католические районы Европы.

В 1607 г. король Яков I, наследник Елизаветы, усилил давление на ирландцев. «Вы всего лишь полуподданные, и поэтому вам предназначается лишь половина прав»,– говорил он. Эти слова он подкреплял захватом имений ирландских князей-католиков, часть из которых еще раньше покинула страну, и раздавал большие земельные участки, в основном на севере Ирландии, английским и шотландским поселенцам. На протяжении следующих тридцати трех лет в северной части Ирландии поселилось сто тысяч протестантов, верных английской короне.

В середине XVII в. с особой жестокостью ирландцев громил Оливер Кромвель. Но действительно переломным моментом стала битва при Бойне, которая произошла в 1690 г. Победа англичан завершила установление протестантского господства на севере Ирландии, которое существует и сейчас. Как победители, так и побежденные культивируют давние враждебность и ненависть, проводят парады и демонстрации, которые периодически взрываются вспышками насилия.

Дискриминация была еще более усилена английскими законами начала XVIII в., по которым католикам запрещалось занимать политические должности, наследовать или покупать землю. Медленный и сложный процесс пересмотра этих законов начался во время правления Георга III (1760-1820 гг.) и достиг своей кульминации с принятием в 1829 г. Акта об освобождении, который открыл католикам возможность вести нормальную общественную и политическую жизнь. Но даже и тогда от католиков, которые занимали официальные посты, требовалось присягать в верности протестанту-престолонаследнику, отказываться от признания мирской власти папы римского и не предпринимать ничего, что могло бы ослабить власть протестантов. Сейчас действующий британский закон все еще запрещает католикам вступать на престол, а также занимать некоторые другие посты, например, регента, лорда-канцлера и лорда-хранителя Большой печати.

На протяжении XIX в. политические деятели Ирландии неоднократно пытались добиться для Ирландии самоуправления. Эту борьбу возглавило Ирландское республиканское братство (ИРБ) – предшественники Ирландской республиканской армии (ИРА).

Во время «пасхального восстания» против английских войск в апреле 1916 г. ИРБ удалось захватить несколько строений в Дублине. Добровольцы ИРБ провозгласили независимую республику и продержались неделю, пока английская армия не вынудила их сдаться. Утрата пятнадцати лидеров восстания встревожила страну и вызвала партизанскую войну против англичан, которая шла на протяжении пяти следующих лет. В конце 1921 г. Лондон наконец согласился на раздел острова. 26 католических графств юга образовали независимую Республику Ирландия, а Британия сохранила контроль над шестью северными графствами, известными под общим названием Ольстер, в которых преобладали протестанты. На протяжении большей части следующих пятидесяти лет политическая напряженность была небольшой и обеим сторонам в Северной Ирландии удавалось сосуществовать относительно мирно.

Но этот хрупкий мир был нарушен в конце 60-х гг., когда Англия начала более жестко подходить к проблеме Ольстера. Гражданское неповиновение английским властям переросло в терроризм в 1970 г., когда боевые группы ИРА начали уличную войну против британских «оккупантов». Целью ИРА было разжечь пламя «прекрасных дней» борьбы за независимость Ирландии, добиться вывода британских войск и воссоединить Юг и Север страны. Но даже самые давние сторонники ИРА были шокированы ее жестокостью. Их мишенью были не только протестанты и британская власть, а и католики, которые отказывались их поддерживать. Боевики протестантов отвечали созданием собственных полувоенных формирований и проведением тактики террора.

Англия ответила введением предупредительного задержания и интернирования без суда – мерами, против которых повсюду и резко выступили католики и участники движений за гражданские права. В августе 1969 г. были введены дополнительные войска. А к 1972 г. численность войск, которые получили статус «сил порядка» с нескольких сотен в 1968 г. увеличилась до 22 тыс. человек. В это же время увеличились и масштабы насилия. 30 марта 1972 г. британский парламент приостановил работу стормонта (законодательного собрания) Северной Ирландии и ввел прямое правление из Лондона.

В условиях чрезвычайного положения 8 марта 1973 г. в Северной Ирландии состоялся референдум по вопросу оставаться ли Ольстеру в составе Великобритании. Католики бойкотировали этот референдум, а протестанты высказались за сохранение союза. В июне того же года британское правительство окончательно ликвидировало стормонт.

В это же время начались поиски мирного урегулирования проблемы. В октябре 1971 г. состоялась встреча премьер-министров Великобритании, Ирландии и Северной Ирландии по вопросу разрешения кризиса, но в ходе ее между участниками возникли острые противоречия. В декабре 1973 г. на очередной встрече в местечке Саннингдейл под Лондоном удалось достичь важного соглашения о создании межгосударственного консультативного органа – Совета Ирландии – из министров и парламентариев Ирландской Республики и Северной Ирландии для обсуждения общеирландских проблем. Но остроты кризиса Саннигдейлское соглашение не сняло, потому что протестантские экстремисты расценили его как прямую измену Лондоном их интересов.

В апреле 1974 г. Северную Ирландию посетил премьер-министр Великобритании Г.Вильсон и предложил свою программу установления мира в регионе. Она предусматривала как можно более быструю ратификацию Саннингдейлского соглашения и нейтрализацию вооруженных экстремистских группировок как с протестантской, так и с католической стороны. В ответ протестанты провели всеобщую забастовку в Ольстере. Чтобы не допустить дезорганизацию экономики, правительство опять 19 мая 1974 г. ввело в Ольстере чрезвычайное положение, а через несколько дней распустило североирландскую ассамблею, вернувшись к прямому правлению из Лондона. 19 июля того же года британский парламент принял «Североирландский конституционный акт», по которому предусматривалось создание в Ольстере нового выборного совещательного органа – конституционного конвента. Но из-за саботажа, организованного протестантскими экстремистами, выборы в конвент были отложены.

Во время правления М.Тэтчер британское правительство заняло более жесткую позицию по поводу ольстерского кризиса. Это было связано с расширением насилия и с позицией самой М.Тэтчер по этому вопросу. Она исходила из того, что Северная Ирландия – это часть Великобритании и никаких уступок быть не может. В 1984 г. М.Тэтчер сказала: «Я ясно заявила, что объединенная Ирландия – это решение, которое исключено. Другое решение – конфедерация двух государств. Оно также исключено. Третье решение – совместное управление. И оно исключено – это было бы унижением суверенитета».

В то же время, учитывая ситуацию, М.Тэтчер в ноябре 1985 г. пошла на подписание в Хиллсборо (предместье Белфаста) англо-ирландского соглашения, которое содержало три важных элемента:

1) подтверждение принципа, что большинство должно согласиться с любыми изменениями в статусе Северной Ирландии и что современное большинство не желает здесь никаких изменений, но в будущем, если большинство выступит в поддержку объединения Ирландии, то правительства двух государств берут на себя обязательства способствовать такому объединению;

2) постепенная передача власти местным органам управления;

3) создание «Межправительственного совещания» для решения вопросов безопасности на границе и правосудия – совместный британско-ирландский орган.

Но это соглашение на этот раз вызвало уже недовольство со стороны протестантов.

В то же время соглашение способствовало некоторому прогрессу в улучшении жизненного уровня католиков в Ольстере. Их начали принимать на различные должности в общественном секторе (хотя в частном секторе их доля невелика). В 1989 г. было введено в действие новое, более жесткое антидискриминационное законодательство.

Еще дальше пошел следующий премьер-министр Дж.Мейджор. В начале 1995 г. он выдвинул новый план урегулирования Ольстерского кризиса. Он предусматривал учреждение новой Североирландской ассамблеи, в которую должны войти 90 депутатов и в которой власть будет поделена между протестантским большинством (60% населения) и католическим меньшинством. Ассамблея должна владеть законодательными и административными полномочиями. Кроме ассамблеи предусмотрено создание общеирландского органа из депутатов Североирландской ассамблеи и ирландского парламента с административными и консультативными полномочиями.

План предусматривал, что правительство Ирландии откажется от притязаний на Северную Ирландию. Великобритания признает право народа Северной Ирландии самостоятельно определить свою судьбу. Оба правительства берут обязательства гарантировать гражданские, политические и культурные права североирландцев. Дж.Мейджор пообещал провести отдельные референдумы в Ирландии и Северной Ирландии по вопросу о будущем Ольстера.

Наверное впервые партия Шинн Фейн (политическое крыло ИРА) признала этот план, как прогрессивный шаг в разрешении кризиса. В то же время юнионисты высказались против этого плана.

После прихода к власти в 1997 г. лейбористов их лидер Э.Блэр осуществил дальнейшие шаги, направленные на урегулирование проблемы. Он дважды посетил Северную Ирландию, встречался с лидерами партии Шинн Фейн, начались многосторонние переговоры. Не все в этих переговорах шло гладко, но, как считают, сдвиги в процессе урегулирования были наиболее значительными за всю историю конфликта. Наконец переговоры закончились тем, что в апреле 1998 г. было подписано соглашение о политическом урегулировании в Ольстере. Это соглашение подписали лидеры восьми партий и организаций Северной Ирландии, а также главы правительств Великобритании и Ирландии. Это соглашение предусматривает создание Североирландской ассамблеи из 108 депутатов, а избранные из этого числа 12 министров возьмут на себя функции правительства Ольстера, но с ограниченными правами и полномочиями. После этого ассамблея должна сформировать совет «Север – Юг» для расширения контактов между Ольстером и Ирландией. 22 мая того же года это соглашение было подтверждено референдумом, который состоялся в Ольстере и Ирландии. В то же время вопрос о том, в составе какого государства будет находиться Северная Ирландия, это соглашение не решило.

В июне того же года ассамблея была избрана, но мирный процесс был поставлен под угрозу экстремистами из ИРА. Периодически опять совершаются террористические акты и столкновения враждующих сторон.

 


6. В конце 70-х гг. ХХ в. Великобритания оставалась одной из ведущих стран мира, но все больше и больше начала уступать своим конкурентам на мировом рынке (не только традиционным – США, ФРГ, а и новым – страны Юго–Восточной Азии). Капиталы, лучшие умы уплывали за границу. Страна находилась в условиях жесткой инфляции. Постоянным явлением жизни Великобритании стали забастовки, которые называли «английской болезнью». Падал авторитет страны на международной арене. Все меры, предпринимаемые британскими правительствами, больше напоминали косметический ремонт, а в это время страна постепенно шла на дно.

Все понимали, что необходимо предпринимать какие-то меры, но никто четко не представлял себе, что именно необходимо делать. Именно тем человеком, который это знал, стала лидер консервативной партии М.Тэтчер. Она шла к власти, как сама заявляла «с одним четким намерением: изменить Британию. Превратить ее из общества иждивенческого в самостоятельное. Из страны, которая привыкла выпрашивать что-либо для себя, в страну людей, привыкших достигать самостоятельно. Из страны, сидящей и ждущей неизвестно чего, в страну энергично действующих людей».

В 1979 г. на выборах в парламент консерваторы одержали победу и М.Тэтчер стала премьер-министром. Это была первая женщина на этом посту.

Маргарет Хильда Тэтчер (девичья фамилия Робертс) родилась 13 октября 1925 г. в семье бакалейщика. После окончания школы училась в Оксфордском университете, где изучала органическую химию. С 10 лет она выполняла различные поручения отделения консервативной партии города Грантема. В Оксфорде активно работала в университетской организации консерваторов, была ее президентом. С 1947 по 1951 г. она работала химиком-исследователем. В 1950 г. она впервые выдвинула свою кандидатуру на выборах в парламент, но проиграла. В 1953 г. она заканчивает обучение по курсу юриспруденции и до 1957 г. занимается адвокатской деятельностью. В 1959 г. она наконец-то была избрана в парламент и занимала некоторые посты в правительствах консервативной партии: в 1961-1964 гг. – младший министр пенсионного обеспечения и социального страхования в правительстве Г.Макмиллана, в 1970-1974 гг. – министр образования в правительстве Э.Хита. С февраля 1975 г. М.Тэтчер становиться лидером консервативной партии.

Для того, чтобы вывести Великобританию из социально-экономического застоя М.Тэтчер считала необходимым, во-первых, остановить инфляцию, усиление которой расстроило хозяйственную жизнь страны; во-вторых, понизить налоги на прибыли корпораций и личные доходы, что дало б возможность увеличить инвестиции в экономику; в-третьих, свести к минимуму государственное вмешательство в хозяйственные и социальные дела, что до этого времени негативно влияло на развитие экономики; в-четвертых, «приручить» профсоюзы, которые по убеждению консерваторов сосредоточили в своих руках «чрезмерную власть», а это подрывало развитие бизнеса. Выдвинутая программа предусматривала, таким образом, коренные изменения в социально-экономической политике правительства.

Кабинет М.Тэтчер неуклонно и последовательно внедрял программу в жизнь. Оно стремилось дать максимальную свободу частному предпринимательству, способствовать росту роли корпораций и рынка в регулировании хозяйственных процессов при ограничении предпринимательской деятельности государства. Правительство приступило к систематическому ограничению национализированного сектора экономики. В частную собственность возвращались предприятия нефтяной, авиакосмической, судостроительной и других отраслей экономики, с 1981 г. осуществлялась программа продажи в частные руки активов государственных предприятий и компаний. Существенно снижались налоги. В борьбе с инфляцией был взят курс на снижение темпов роста государственных расходов, в частности, сокращение социальных программ.

правительство развернуло наступление на права профсоюзов. Принятые парламентом в 1980 и 1982 гг. законы о занятости усложняли процедуру объявления и проведения забастовок, предусматривали судебное преследование организаторов «незаконных» забастовок, усложняли пикетирование предприятий. Запрещались все виды забастовок солидарности, отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов ведущего на данном предприятии профсоюза (так называемое правило «закрытого цеха»); отменены соглашения о минимальной гарантированной заработной плате; представители профсоюзов были отстранены от участия в работе консультативных правительственных комиссий по вопросам экономической и социальной политики.

Меры правительства вызвали неоднозначную реакцию. Они только через некоторое время начали давать экономические результаты, но сразу затронули материальные интересы широких слоев населения. В 1979-1981 гг. Великобританию охватил экономический кризис в соединении с инфляцией (цены росли в среднем на 13% в год). Значительных масштабов приобрела безработица (за 1980-1982 гг. количество безработных выросло с 1,5 млн. до 3,3 млн. человек, что составляло приблизительно 13-14% трудоспособного населения). Положение правительства оставалось тяжелым, оно подвергалось сокрушительной критике слева, прежде всего со стороны профсоюзов и лейбористской партии. Даже в консервативной партии были глубокие расхождения относительно политики кабинета. Чтобы добиться сплочения своей «команды» М.Тэтчер неоднократно приходилось обновлять состав правительства.

Но с 1982 г. экономическое положение стало изменяться к лучшему, а с 1985 г. начался его подъем, который продолжался до 1990 г. Заметно понизились темпы инфляции (рост цен снизился с 18% в 1980 г. до 5% в 1983 г.), начала сокращаться безработица (с 3,3 млн. в 1985 г. до 2,3 млн. человек в 1988 г.). Резко выросла производительность труда. Успехи 80-х гг. в развитии британской экономики называют «английским чудом». Это явление имело, конечно, свои причины и предпосылки. В частности, большие средства вкладывались в переоборудование промышленности с учетом достижений научно-технической революции, а в сфере бизнеса было отменено немало ограничений. Подъему экономики способствовала финансовая политика, направленная на сдерживание инфляции и привлечение иностранного капитала. Так, отмена ограничений на движение капиталов, на размер учетной ставки Английского банка и отказ от какого то ни было контроля над ценами привели как к увеличению вывоза английского капитала, так и к увеличению притока иностранного капитала.

Наконец, заметно повлияли на развитие экономики и укрепление финансов, открытие и разработка месторождений нефти в Северном море поблизости от Шотландии. Великобритания не только полностью обеспечила себя энергоресурсами, что раньше требовало огромных средств, но и стала экспортером нефти и нефтепродуктов, войдя в первую десятку нефтедобывающих стран. Прибыли от продажи нефти достигали 10 млрд. фунтов стерлингов и эти средства дали возможность финансировать программы помощи безработным. Вследствие этого значительно уменьшился внешний долг Великобритании, увеличился золотой запас, поднялся курс фунта стерлингов.

Экономические успехи способствовали росту доходов населения. Ежегодные прибавки к заработной плате составляли 7-8%. За 80-е гг. количество акционеров утроилось и каждый третий британец стал собственником акций. Процент домовладельцев за это же время увеличился с 52 до 66, при этом из тех, кто выкупил муниципальные дома и стал их собственником, 44% – это квалифицированные рабочие. По этому показателю Великобритания приблизилась к уровню Соединенных Штатов.

В то же время нижние слои населения больше проиграли, увеличилось количество людей, живущих у черты бедности. Вследствие снижения расходов на образование недовольство высказывала интеллигенция (М.Тэтчер даже отказали в избрании почетным профессором Оксфордского университета).

В целом повышение материального уровня населения способствовало смягчению социальных противоречий. В 80-х гг. наблюдается резкий спад забастовочного движения, сократилась численность профсоюзов. Последней большой забастовкой была всеобщая забастовка горняков, которая продолжалась почти год – с марта 1984 г. до марта 1985 г. Национальный союз горняков объявил ее в знак протеста против решения властей закрыть некоторые экономически нерентабельные шахты (угольная промышленность относилась к национализированному сектору). В забастовке приняло участие более 180 тыс. шахтеров. Она превратилась в одну из наиболее острых и длительных конфликтов в современной английской истории. Забастовка продолжалась, несмотря на то, что судебные органы признали ее незаконной. Но достичь успеха шахтеры не смогли. Правительство проявило непреклонную твердость и ни на какие уступки шахтерам не пошло (не зря М.Тэтчер получила в прессе прозвище «железной леди»). Уступка шахтерам, считала власть, спровоцирует подобные требования рабочих других отраслей промышленности, а это подорвет антиинфляционную политику и вообще навредит делу экономического подъема. И, если твердая позиция правительства консерваторов во главе с Э.Хитом в 1974 г. в ответ на волну выступлений рабочих, прежде всего шахтеров, когда правительство перевело значительную часть промышленных предприятий на трехдневную рабочую неделю и резко сократило подачу электроэнергии для бытовых потребностей, объясняя это эгоизмом шахтеров, привела к поражению консерваторов на парламентских выборах, то позиция М.Тэтчер нашла поддержку среди населения. С одной стороны, многие считали каждую копейку, но с другой стороны, хотя и продолжалась забастовка, тепло и свет не выключались, не бастовали мусорщики, на улицах было чисто, а большинство людей преклонного возраста готовы были мириться с материальными проблемами, если им обеспечен порядок.

Благодаря проведенной политике консервативная партия во главе с М.Тэтчер смогла победить на парламентских выборах 1983 и 1987 гг. До 1990 г., т.е. 11 лет, М.Тэтчер возглавляла правительство, что после 1827 г. было рекордом. А после ухода в отставку ей было пожалован титул баронессы королевой Великобритании.