Лекция 5. Правовое регулирование информационных отношений в сфере массовой информации

1. Средства массовой информации. Законодательство Республики Беларусь о средствах массовой информации

2.Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность

3.Особенности, объекты и субъекты информационных правоотношений в сфере массовой информации

4.Правовой статус журналиста

 

Средства массовой информации. Законодательство Республики Беларусь о средствах массовой информации

 

Институт массовой информации – важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.

Под массовой информацией в ст.1 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» понимаются печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации.

Под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинопрограмма, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием имеются в виду газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Возникает вопрос: может ли Интернет-сайт рассматриваться в качестве СМИ? Можно ли к формулировке «другая форма (способ) периодического распространения массовой информации» отнести понятие Интернет-сайт? Согласимся с Калятиным В.О., который полагает, что для признания формы распространения информации средством массовой информации должны выполняться следующие условия:

-распространяемые материалы могут быть охарактеризованы как массовая информация;

-должна использоваться периодическая форма распространения этой информации.[56]

Следовательно, если Интернет-сайт отвечает указанным условиям, то он может рассматриваться как средство массовой информации. Если нет, то Интернет-сайт представляет собой информационный ресурс. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «Об информатизации» информационный ресурс – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.

Законодательство о средствах массовой информации состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» и иных нормативных правовых актах.

Конституция Республики Беларусь в статье 33 гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова, печати и информации. Нормативный акт регулирует общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространении их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.[57]