Основные формы научного исследования

Основная задача логики системного анализа - откры­тие путей движения к достижению новых системных ре­зультатов. Для этого она оперирует следующими категориями: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория.

Проблема. Важнейшей категорией логики является проблема. Чтобы занятия имели научный характер, пишут канадские эксперты в области образования Л.Эллиот и У.Уилкокс, они должны начинаться с постановки проблемы и заканчиваться выводами. Между нача­лом и концом занятия надо уметь выдвигать гипотезы, проверять их наблюдением и экспериментом.

В самом общем случае под проблемой понимается не­соответствие между необходимым (желаемым) и факти­ческим положением дел.

В науке выбор конкретной проблемы для исследования - начало всех начал. Использование системного анализа может помочь лик­видировать узкое место, поскольку одним из его назначений является правильная и четкая постановка про­блемы.

Проблемы различают по степени их структуризации, т.е.:

· по ясности, осознанности их постановки;

· степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях;

· соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы.

В соответствии с этим выделяют три класса проблем:

1. Хорошо структурированные, или количественно сформулированные.

2. Слабо структурированные, или смешанные, содержащие количественные и качественные оценки.

3. Неструктурированные, или качественные проблемы.

Для решения проблем первого класса в науке существует хорошо развитый математический аппарат исследования операций.

Для решения проблем второго класса нужны системные методы. В частности, системный анализ, который применяется для того, чтобы сначала хотя бы слабо структурированную проблему превратить в хорошо структурированную, к решению которой можно приложить аппарат исследования операций и теорию оптимизации.

Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы (например, в Древней Греции - это система обучения путем наводящих вопросов).

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения. Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, осуществляется в виде переформулировки описания проблемной ситуации, так как оно оказывается противоречивым.

В результате либо описание проблемной ситуации, во-первых, дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе ее анализа, либо, во-вторых, совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, можно находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия. Противоречие - это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях неконкретное или одностороннее. Отношение к противоречию - точный критерий культуры ума, точнее - показатель его наличия.

Проблемные ситуации возникают в следующих случаях (факторы проблемной ситуации):

· результаты деятельности не соответствуют желанным целям;

· ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы;

· в практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений;

· одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний.