МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике сегодня

И государственная землеустроительная служба России

Земельные преобразования

На современном этапе (1990-2000 гг.)

Лекция 11 Землеустроительная служба страны

1. Земельные преобразования

и государственная землеустроительная служба России

К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства, способная выполнять за­дачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектиро­ванием использования земель, организацией территории, осуществ­лением комплекса мероприятий по защите земель и повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель, организации производ­ства и территории, землевладения и землепользования имелись боль­шие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики стра­ны. Все это привело к необходимости земельной реформы и новому этапу землеустройства, который начался в 1990 г.

Правовую основу земельной реформы в России заложили зако­ны РСФСР "О земельной реформе" (1990 г.), "О крестьянском (фер­мерском) хозяйстве" (1990 г.).

Верховный Совет РСФСР Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. в соответствии с решениями Первого съезда народных депутатов о государственном суверенитете РСФСР и разграничении функций управления организациями на территории РСФСР утвердил в Пе­речне республиканских министерств и ведомств Государственный ко­митет РСФСР по земельной реформе.

Совет Министров РСФСР Постановлением от 25 октября 1990 г. ус­тановил, что Государственный комитет РСФСР по земельной реформе:

— осуществляет свою деятельность по разработке программ проведения земельной реформы и механизма ее осуществления, обес­печения поэтапной реализации и финансирования этих программ, а также подготовку проектов соответствующих законодательных актов и решений Правительства РСФСР;

— создает социально-экономические и организационно-хозяй­ственные условия для развития и укрепления новых высокоэффек­тивных форм организации и использования земли;

— организует работу по перестройке системы землепользова­ния, научное, кадровое, методическое обеспечение и координацию проведения земельной реформы.

Этим же Постановлением определено, что Государственный ко­митет РСФСР по земельной реформе осуществляет:

— выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса (Советов народных депу­татов) для последующего их перераспределения;

— ведение мониторинга земель, землеустройства, государствен­ного земельного кадастра;

— разработку механизма экономического стимулирования раци­онального использования земли;

— организацию и проведение топографо-геодезических, картог­рафических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других исследовательских и изыскательских работ;

— организацию системы научно-технической информации по воп­росам использования земель и земельной реформы.

Для решения вопросов, связанных с проведением земельной ре­формы, Совет Министров РСФСР:

— образовал при Государственном комитете РСФСР Респуб­ликанский совет по земельной реформе и поручил обеспечить проведение работы совместно с Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, крайисполкомами и облисполкома­ми, Московским и Ленинградским горисполкомами по созданию комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в авто­номных областях, автономных округах, краях, областях, городах и районах, исходя из того, что Государственному комитету РСФСР передается из Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР землеустроительная служба с соответствующей численно­стью работников и ассигнованиями на ее содержание;

— установил порядок финансирования центрального аппарата Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его ор­ганов на местах за счет предусмотренных по государственному бюд­жету РСФСР ассигнований на содержание органов государственного управления;

— обязал Минсельхозпрод РСФСР передать в установлен­ном порядке в ведение Государственного комитета РСФСР по земельной реформе Всероссийское производственное проект­ное объединение по использованию земельных ресурсов. В це­лях улучшения научного и технического обеспечения проведе­ния земельной реформы это объединение было преобразовано в Российское научно-исследовательское и проектно- изыскательское объединение по использованию земельных ресурсов (Рос-I ЕИИземпроект).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 августа 1990 г. первым заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по земельной реформе назначен Николай Васильевич Комов.

Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 25 октября 1990 г. Приказом Госкомзема РСФСР от 17 декабря 1990 г. утверждена структура центрального аппарата Государствен­ного комитета РСФСР по земельной реформе и организаций при Комитете. В центральный аппарат вошли: структурные подраз­деления по организационному обеспечению и финансированию зе­мельной реформы; государственному контролю за использованием и охраной земель; земельной политике и новым формам хозяйствова­ния; экономическому стимулированию рационального использования земель; государственному земельному кадастру; информационному обеспечению земельной реформы и мониторингу земель; землеуст­ройству; прогнозированию использования земель и государственной землеустроительной экспертизе; инновационным программам; материально-технического обеспечения; внешним и межреспубликан­ским связям; правовому и кадровому обеспечению земельной реформы; уп­равление делами. Постановлением СМ РСФСР от 31.10.90 г. № 291/1 предсе­дателем Государственного комитета РСФСР по земельной реформе был на­значен Виктор Николаевич Хлыстун.

Структура организаций при Комите­те представлена Российским научно-иссле­довательским и проектно-изыскательским объединением по использованию земель­ных ресурсов (РосНИИземпроект) и Цен­тральным вычислительным центром.

Приказ Госкомзема РСФСР от 24 де­кабря 1990 г. утвердил структуру РосНИИземпроекта. Установил, что РосНИИземпроект осуществляет свою де­ятельность по организации и проведению топографо-геодезических, картографичес­ких, почвенных, геоботанических и дру­гих обследовательских изыскательских и проектных работ по землеустройству; обеспечивает ведение земельного кадастра и мониторинга земель; разработку рабочих проектов по улучшению и охране сельскохозяйственных земель, координацию и научное обес­печение проведения земельной реформы, рационального использова­ния и охраны земель, организацию системы научно-технической информации по вопросам использования земель и земельной реформы.

В декабря 1990 г. созданы комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в республиках, входящих в состав РСФСР, автоном­ных областях, автономных округах, краях и областях, городах и районах.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. была утверждена республиканская Программа проведения земель­ной реформы, в которой предусматривалось организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, инфор­мационное, научно-методическое, кадровое, материально-техничес­кое и финансовое обеспечение земельной реформы, а 25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Кодексом определены сущность и правовой статус различных форм и видов собственности на землю, владения и пользования землей. Предстоял большой объем работ по справедливому и обоснованному перераспределению земель, переходу к экономическим методам управ­ления земельными ресурсами. Госкомзем РСФСР издает ряд приказов по реорганизации существующих и созданию новых организаций.

Приказом от 4 апреля 1991 года утверждена структура Российско­го научно-исследовательского и проектно-изыскательского объедине­ния по использованию земельных ресурсов — РосНИИземпроект. При­казом от 10 апреля 1991 г. создан Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам г. Ленинграда, подчиненный Госкомзему РСФСР. Приказом Госкомзема РСФСР от 21 мая 1991 г. создан Российский центр по научному обеспечению земельной реформы — РосНИЦ "Земля".

В это же время Совет Министров РСФСР Постановлением от 11 июня 1991 г. утвердил Положение о Госкомземе РСФСР.

Положение о комитетах по земельной реформе и земельным ре­сурсам республик, входящих в состав РСФСР, утверждалось в соот­ветствии с законодательством этих республик.

Основными задачами Комитета являлись: проведение земельной реформы; разработка мер экологического стимулирования равноправ­ного развития различных форм хозяйствования на земле; создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального использования земель, сохранения и воспроиз­водства плодородия почв, улучшения природной среды; государствен­ный контроль за использованием и охраной земель; ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра; подготовка законодательных и других нормативных актов по вопросам земельной реформы, использования земельных ресур­сов; содействие предпринимательской деятельности, связанной с реализацией земельной реформы.

Госкомзем РСФСР, комитеты по земельной реформе и зе­мельным ресурсам автономных областей, автономных округов, краев, областей, районов, городов и подведомственные пред­приятия и организации образуют единую систему Государствен­ного комитета РСФСР по земельной реформе.

Органы Госкомзема РСФСР на местах взаимодействуют с соот­ветствующими Советами народных депутатов, их исполнительными комитетами в вопросах проведения земельной реформы.

Усиление государственного регулирования использования земель городов обусловило необходимость создания городских комитетов по земельной реформе. Приказом Госкомзема РСФСР от 19 июня 1991 г. создан Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам г. Москвы, подчиненный Госкомзему РСФСР и Мосгорисполкому.

Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе г. Москвы осу­ществляет свою деятельность на территории г. Москвы и г. Зеленограда.

Для реализации земельной политики государства по созданию условий для развития предпринимательства на селе намечен значи­тельный объем работ по образованию крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим Президиум Верховного Совета РСФСР По­становлением от 30 июля 1991 г. переименовал Госкомзем РСФСР в Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и поддер­жке крестьянских (фермерских) хозяйств.

Приказом Госкомзема РСФСР от 28 августа 1991 г. принято ру­ководство Главным управлением по землеустройству и земельной реформе Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР с подведомственными ему организациями, расположенными на тер­ритории РСФСР.

Председателем Государственного комитета РСФСР по земель­ной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств с 15 октября 1991 г. назначен Виктор Николаевич Хлыстун.

С целью ускорения земельных преобразований в сельской мест­ности, совершенствования регулирования земельных отношений на селе была намечена реорганизация Минсельхозпрода РСФСР.

Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. на базе Госко­митета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских

(фермерских) хозяйств и Минсельхозпрода РСФСР образован Минсельхоз РСФСР.

На основании Распоряжения Правительства РСФСР от 25 нояб­ря 1991 г. при Министерстве сельского хозяйства РСФСР был обра­зован Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам.

Председателем Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам и первым заместителем министра сельского хозяйства РСФСР был назначен Николай Васильевич Комов.

Однако включение Комитета в состав Министерства сельского хозяйства РСФСР стало сдерживать решение вопросов по межотраслевому перераспределению земель и государственному регулированию земельных отношений в других отраслях народного хозяйства. Поэтому Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Комитет по земельной реформе и земель­ным ресурсам был преобразован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федера­ции. В 1992 г. председателем Госкомзема назначен Николай Вик­торович Комов.

Следует отметить, что в течение 1991 г. землеустроительной службой проведен большой объем работ по передаче земель в веде­ние сельских Советов народных депутатов с целью упорядочения, организации рационального землепользования, охраны земель в гра­ницах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. Эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответ­ствующих проектных проработок. В их распоряжение переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн. га, в том числе 17,7 млн. га сельскохозяйственных угодий.

В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР "О земельной реформе" проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земель­ными участками с целью создания землевладений и землепользова­нии на площади 15 млн. га. Формирование этого фонда шло по ад­министративным районам из земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Отмечая огромную роль Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, для управления проведением этих работ Правительство Российс­кой Федерации Постановлением от 16 марта 1992 года определило, что Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации является органом государ­ственного управления по использованию земельных ресурсов, осу­ществлению реформы в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 26 мая 1992 г. утвердило Положение о Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

В соответствии с Положением Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Роскомзем) является органом государственного управления по исполь­зованию земельных ресурсов, осуществлению земельной политики и земельной реформы в Российской Федерации и в своей деятельно­сти подчиняется Правительству Российской Федерации.

Основными задачами Роскомзема являются: разработка мер по экономическому стимулированию и развитию новых форм хозяйствования на земле; создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального исполь­зования земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; государственный контроль за ис­пользованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, зем­леустройства и государственного земельного кадастра; участие в подготовке проектов законодательства и других нормативных актов по вопросам земельной реформы, использования земельных ресурсов, развития механизма рыночного регулирования земель­ных отношений; организация выполнения научно-исследо­вательских работ по проблемам развития земельных отношений, землеустройства, мониторинга земель и государственного земель­ного кадастра; разработка федеральной, региональных и межре­гиональных программ проведения земельной реформы, использо­вания и охраны земель и обеспечение их реализации; подготовка предложений по порядку определения ставок земельного налога и нормативной цены земли; выдача лицензий на проектно-изыскательские работы по землеустройству.

Роскомзем, комитеты по земельной реформе и земельным ре­сурсам в краях, областях, автономной области и автономных округах, а также в районах и городах указанных административ­но-территориальных и национально-территориальных образова­ний и подведомственные Роскомзему предприятия и организации образуют систему Комитета.

Роскомзем имеет право: заслушивать на заседаниях коллегии информацию и отчеты местных органов Роскомзема о ходе земель­ной реформы, использовании земельных ресурсов на территории Российской Федерации; создавать, реорганизовывать и ликвидиро­вать предприятия и организации в системе Комитета; утверждать структуру и штатные расписания комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам краев, автономной области, автономных ок­ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и положения об этих комитетах.

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и его местные органы взаимодействуют с Министерством сельского хозяйства Российской Федера­ции, Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством архитектуры, строительства и жилищ­но-коммунального хозяйства Российской Федерации и их органами на местах.

В подведомственную сеть входили: Российский научно-исследо­вательский и проектно-изыскательский институт земельных ресур­сов — РосНИИземпроект; Центральный вычислительный центр — ЦВЦ; Российский институт мониторинга земель и экосистем — РосИМЗ; Государственное предприятие — центр по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадас­тра, мониторинга земель и землеустройства — Госцентр "Землемер"; Федеральный кадастровый центр "Земля"; Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок — ВИСХАГИ, ЮжИМЗ; АлтайИМЗ; ВолгоИМЗ; ЧерноземИМЗ.

Структура центрального аппарата Комитета по земельной рефор­ме и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации в 1992 г. состояла из подразделений по организационному, финансовому и материально-техническому обеспечению; бухгалтерскому учету, от­четности и контролю; науки и подготовки кадров; экономики, кадастра и мониторинга земель; городских земель; земельной политики и земле­устройства; внешних связей; государственного контроля за использова­нием и охраной земель и государственной землеустроительной экспертизы; землепользования и регулирования административно-территориальных границ; юридического отдела по специальной работе и гражданской обороне; управления делами.

Председателем Роскомзема 14 сентября 1992 г. утверждено Ти­повое положение о комитете по земельной реформе и земельным ресурсам края, области, автономной области, автономного округа.

В соответствии с Положением структура и штатное расписание аппарата Комитета утверждается Роскомземом.

Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изобра­жением герба Российской Федерации и своим наименованием.

Структура Комитета по земельной реформе и земельным ресур­сам республики в составе Российской Федерации, края, области состояла из: руководства; отдела финансового и материально-техни­ческого обеспечения и бухгалтерского учета; отдела государственно­го земельного кадастра, мониторинга земель и информационного обеспечения земельной реформы; отдела земельной политики и зем­леустройства; отдела городских земель; отдела государственного контроля за использованием земель; организационно-административ­ного отдела.

В декабре 1992 г. введен в действие Закон о праве граждан Рос­сийской Федерации на получение в частную собственность и на про­дажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю-про­дажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно зак­реплено право граждан на получение земли в частную собственность и на ее продажу.

В целях создания условий для развития предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Прави­тельство РФ 29 декабря 1991 г. приняло Постановление о порядке реорганизации колхозов и совхозов, а 4 сентября 1992 г. — Поста­новление о порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в соответствии с которым была про­ведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ог­раниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Перечисленные законодательные акты, связанные с перерас­пределением и использованием земли, потребовали проведения разнообразных землеустроительных работ, включая: передачу земель в ведение сельской (поселковой) администрации; форми­рование земельных фондов специального назначения; отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяй­ства, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства и т. д.; проведение землеуст­роительных работ на землях реформируемых сельскохозяйствен­ных предприятий; выдачу документов на право собственности на землю; (отвод) земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил; межевание земель с установлением границ территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, земель приро­доохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного, ис­торико-культурного назначения и др.).

Предстоящие огромные земельные преобразования обусловили необходимость широкого разъяснения среди населения целей и за­дач нового этапа земельной реформы. Поэтому Приказом Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 30 марта 1992 г. учреждено Государствен­ное предприятие — редакция газеты "Крестьянская Россия".

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 "О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР" и Приказом № 193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров землеустрой­ства — основного землеустроительного вуза России, готовящего кад­ры для Госкомзема, был создан Государственный университет по зем­леустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству и земельному кадастру, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.

Первым ректором ГУЗа стал ректор МИИЗа, заслуженный дея­тель науки и техники РСФСР, член-корреспондент РАСХН, акаде­мик Международной академии аграрного образования (МААО), док­тор технических наук, профессор Юрий Кириллович Неумывакин.

С мая 1997 г. университет возглавил заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАСХН, академик МААО, доктор экономических наук, профессор Сергей Николаевич Волков.

С 1988 г. при университете функционирует учебно-методичес­кое объединение (УМО) вузов России в области землеустройства и кадастров, которое насчитывает 40 высших учебных заведений на­шей страны и 12, входящих в ассоциацию, вузов зарубежных стран. Возглавляет УМО ректор ГУЗа С. Н. Волков.

Кроме того, с целью совершенство­вания системы научного обеспечения земельной реформы Приказом Комите­та по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российс­кой Федерации от 7 апреля 1992 г. определен Российский Центр по науч­ному обеспечению земельной реформы как головная организация по созданию АИС "Земля России".

Быстрое развитие предпринима­тельства и необходимость урегулирова­ния возникающих в связи с этим земель­ных отношений в Санкт-Петербурге вызвали к жизни Приказ Комитета по земельной реформе и земельным ресур­сам при Правительстве Российской Фе­дерации от 23 апреля 1992 г., которым утверждено Положение о Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам г. Санкт-Петербурга. Утверждено также Временное положение о Комитете, согласно ко­торому Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам г. Санкт-Петербурга является территориальным органом Комитета по земельным ресурсам при проведении земельной реформы и ис­пользованию земельных ресурсов на территории г. Санкт-Петербурга и территориях, административно подчиненных Санкт-Петербургс­кому городскому Совету и мэрии г. Санкт-Петербурга. В своей дея­тельности Комитет подчиняется Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и мэру г. Санкт-Петербурга.

Обеспечение необходимого объема землеустроительных работ планово-картографическими материалами возлагалось на Всесоюз­ный институт сельскохозяйственных аэрофотогеодезических изыс­каний, который Приказом Комитета по земельной реформе и земель­ным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 12 мая 1992 года был принят от Минсельхоза Российской Федерации с его филиалами в городах Санкт-Петербурге, Новочеркасске, Перми, Омске, Хабаровске и с имеющимися у них основными фондами, обо­ротными средствами, оборудованием, имуществом, численностью работников и отчетами по состоянию на 1 января 1992 года.

Этим Приказом вышеназванный институт переименован во Все­российский ордена Трудового Красного Знамени институт сельско­хозяйственных аэрофотогеодезических изысканий (ВИСХАГИ).

В целях развития работ по опытно-производственному исполь­зованию аэрокосмической и наземной информации для организации комплексного мониторинга земель и ведения кадастра земельных ресурсов Приказом Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 17 июня 1992 года был создан Российский региональный центр мониторинга земельных ресурсов (ЦЧОцентр ДЭЗ) на базе НИИ "ЧерноземИМЗ".

Возросший объем работ по выдаче правовых актов на землю выз­вал необходимость создания кадастровых бюро. Поэтому Приказом Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Прави­тельстве Российской Федерации от 26 ноября 1992 г. были созданы кадастровые бюро и проведена инвентаризация земель населенных пунктов.

Кадастровые бюро создавались в составе райкомземов и горком-земов. Было утверждено также Положение о кадастровом бюро в составе районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

Основными задачами кадастровых бюро являлись: регистрация правовых актов на землю, обеспечение потребителей кадастровой информацией; организация подготовки материалов государственной отчетности по вопросам состояния использования земельных ресур­сов; организация сбора и подготовки сведений для ввода в базу дан­ных автоматизированной кадастровой системы; ведение земельного архива и других реестров.

С 1992 г. в соответствии с Конституцией РФ начался факти­ческий передел земель колхозов и совхозов. За 1992-1993 гг. было преобразовано более 11 тыс. колхозов и совхозов, на базе которых создано 800 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 800 акционерных обществ, 1 100 сельскохозяйственных кооперативов, более 6 000 хозяйств других форм. Организовано более 20 тыс. жи­вотноводческих коллективов и малых сельскохозяйственных коо­перативов и более 100 тыс. крестьянских хозяйств.

В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установления статуса новых хозяйств проведены новые виды зем­леустроительных работ по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с ус­тановлением площадей и местоположения земельных массивов:

— подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно;

— остающихся в государственной собственности;

— рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, выходящим из предприя­тий с целью создания крестьянских хозяйств; другим работниками этих хозяйств, объединяющимся в производственные кооперативы, товари­щества, акционерные общества;

— для передачи или продажи другим гражданам и юридичес­ким лицам.

Для решения вопросов разграничения земель на основании Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реор­ганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 фев­раля 1992 г., составлялись проекты землеустройства (перераспределе­ния земель) реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая диф­ференцировалась по каждому колхозу (совхозу) в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отно­шению к среднерайонному показателю.

Эта норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. "О порядке установления нормы бесплатной переда­чи земельных участков в собственность граждан", в соответствии с которым при определении среднерайонной нормы вся площадь сель­скохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных пред­приятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение местной администрации, делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социаль­ной сфере на селе).

Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, другим коопера­тивным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обще­ствам, включались в фонд перераспределения земель района, грани­цы которого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фонда на конец 1993 г. составила 66 млн. га, в том числе 13,3 млн. га — сельскохозяйственных угодий.

Земли этого фонда использовались для последующей передачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду граж­данам и юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

В связи с Указом Президента от 30 сентября 1992 года "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" и в соответствии с Законом РФ "О получении в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения лич­ного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуаль­ного жилищного строительства" Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1993 г. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации реорганизован в Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству назначен Николай Васильевич Комов.

Совет Министров — Правительство Российской Федерации — Постановлением от 2 февраля 1993 г. утвердило Положение о Комите­те Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии с ним Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) — центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государствен­ное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам зе­мельных отношений и использованию земельных ресурсов.

Роскомзем, комитеты по земельным ресурсам и землеустрой­ству республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов и городов, а так­же подведомственные Роскомзему организации и учреждения обра­зуют взаимосвязанную структуру.

Были определены и основные задачи Роскомзема: осуществле­ние государственной политики в области рационального использова­ния и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организация и проведение работ, свя­занных с приватизацией земель; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; ведение государствен­ного земельного кадастра и мониторинга земель; организация и про­ведение работ по землеустройству; организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; созда­ние банка данных о федеральных и других землях; разработка мер по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.

В комитете образуется коллегия, которая рассматривает важ­нейшие вопросы деятельности. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами председателя комитета.

Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и зем­леустройству является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать с изображением Государ­ственного герба Российской Федерации.

В первые годы земельной реформы в Российской Федерации (1991-1992 гг.), численность работников земельной службы системы Роскомзема увеличилась на 20% и достигла 19 785 человек (включая работников Гипроземов). Были созданы районные и городские коми­теты по земельным ресурсам и землеустройству, которые осуществ­ляли земельную реформу и организовывали работы по перераспре­делению земель.

Необходимо создать систему наблюдений за состоянием и использованием земель с целью своевременного выявления нега­тивных изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий. Правительством Российской Федерации в 1993 г. была утверждена Государственная программа мониторинга земель Рос­сийской Федерации на 1993-1995 гг., а Приказом Комитета Рос­сийской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 4 октября 1993 года определена головная организация по веде­нию мониторинга земель — Российский институт мониторинга зе­мель и экосистем (РосИМЗ).

Приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам от 17 января 1994 г. создана экспертная комиссия по ли­цензированию проектно-изыскательских работ, связанных с исполь­зованием земель.

Для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеуст­ройства Приказом Комитета в 1994 г. создан госцентр "Землемер" — Государственное предприятие — центр по разработке и производству приборов и технологий.

В 1994 г. Центральный вычислительный центр Государственного комитета РСФСР по земельной реформе переименован в Центральный вычислительный центр Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (ЦВУ Роскомзема).

Необходимость дальнейшего совершенствования управления земельными ресурсами в Северо-Западном районе Российской Фе­дерации, а также с целью реализации соглашений и договоренностей между Роскомземом, администрацией Новгородской области и На­циональной земельной службой Швеции "Сведсервей" в 1994 г. образован Международный центр кадастровых и земельных инфор­мационных систем в г. Новгороде.

Приказом Комитета Российской Федерации по земельным ре­сурсам и землеустройству от 13 июля 1994 г. созданы региональные кадастровые сервисные центры (РКСУ) в гг. Москве, Санкт-Петер­бурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске, Ярославле, Росто­ве-на-Дону. РКСУ были образованы как структурные подразделе­ния филиалов РосНИЦ "Земля".

Комитету Российской федерации по земельным ресурсам и землеустройству предстояли работы по совершенствованию уп­равления федеральными и городскими землями, укреплению меж­дународного сотрудничества, внедрению в производство новейших технологий кадастровых и геодезических съемок, усилению гос-земконтроля и повышению его эффективности на основе улучше­ния взаимодействия контрольно-инспекционных подразделений различных министерств и ведомств.

В связи с этим появилась необходимость в изменении структуры центрального аппарата Роскомзема. Приказом Комитета 1994 г. усо­вершенствована структура центрального аппарата, утверждено но­вое штатное расписание.

К этому времени был практически завершен второй этап зе­мельной реформы. По состоянию на конец 1994 г. в Российской Федерации было создано около 280,3 тысяч крестьянских (фер­мерских) и общинно-родовых хозяйств на площади 103,6 млн. га. На долю фермерских хозяйств приходилось 5,2% сельскохозяй­ственных угодий и 6,1% пашни. Более полутора тысяч колхозов и совхозов были преобразованы в ассоциации крестьянских хозяйств, площадь которых составила 6,8 млн. га. Особенно интенсивно шел процесс организации кооперативов и акционерных обществ, това­риществ, созданных для совместной хозяйственной деятельности с товарным сельхозпроизводством. На долю этих предприятий приходилось 195,9 млн. га (29%), а на государственные и муници­пальные сельхозпредприятия — 264,7 млн. га (40%). Прочие под­собные сельскохозяйственные предприятия и научно-исследова­тельские заведения составили 27,9 млн. га, или 4%. Сохранились значительные площади (44%) земель, находящихся в государствен­ной и муниципальной собственности.

Для коллективного садоводства получили участки более 14,7 млн. семей на площади 1,2 млн. га, под огородничество — 7,6 млн. семей на площади 0,6 млн. га. Однако потребность населения в садовых участках была еще велика, наибольшую потребность в коллектив­ных садах испытывала Московская область. Дачно-строительные кооперативы занимали 3,9 тыс. га, в ведении личных подсобных хо­зяйств граждан находилось 6,1 млн. га., а животноводческие кол­лективы занимали 1,8 млн. га. Во многих регионах Российской Федерации продолжались работы по наделению землей граждан и организаций и закреплению их прав на землю, по развитию пред­принимательства и новых форм хозяйствования на земле, несмотря на их незначительную долю (немногим более 17% от общей площади земель сельхозпредприятий, организаций и граждан).

С целью наделения граждан и их объединений земельными уча­стками и организации крестьянских хозяйств сельскохозяйственных кооперативов, ведения личных подсобных хозяйств был сформиро­ван специальный фонд перераспределения земель общей площадью 46,5 млн. га., в том числе 13,8 млн. га. сельхозугодий.

Необходимо отметить, что земельная реформа осуществлялась не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов, других поселений, землях промышленности, транспорта, и др. Только за три года (1991-1994 гг.) было передано в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов и под расширение городов 31,2 млн. га. земель, что более чем в 12 раз превысило показатель уве­личения земель этой категории за весь 25-летний период.

Земельные преобразования этого периода проводились исходя из конкретных социально-экологических, природных условий и ис­торических традиций, а так же с учетом опыта земельных преобра­зований на местах. Они были ориентированы на развитие многоук-ладности российской экономики, справедливое перераспределение земель, переход к правовым экономическим методам управления земельными ресурсами.

Однако предстоял еще огромный объем работ по завершению подготовки проектов Земельного кодекса Российской Федерации и законопроектов: "О государственном земельном кадастре", "О го­сударственных и муниципальных землях", "Об особо охраняемых природных территориях", "О землеустройстве", "Об охране почв", "Об аренде земель" и др. Необходимо было разобрать надежный юри­дический и экологический механизм реализации законодательных норм, предложения по совершенствованию платежей за землю, про-

вести первичную регистрацию земель, осуществить комплекс земель­но-кадастровых и землеустроительных работ по регулированию земельных отношений, подготовить проект целевой государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на период 1996-2000 гг. и др.

2. Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике сегодня

 

Российская земельная политика строится на принципе совмес­тимости понятий государственной, частной и других форм собствен­ности на землю.

В соответствии с формами собственности и их конкретными видами были образованы и организационно-правовые формы произ­водства. Появились новые пользователи земли, такие, как ассоциа­ции крестьянских хозяйств, акционерные общества. Качественно но­вый уровень стали занимать крестьянские (фермерские) хозяйства.

Углубление земельной реформы и формирование новых земель­ных отношений, основанных на государственной, частной и других формах собственности на землю, рыночных механизмов регулирова­ния производства вызвали необходимость совершенствования струк­туры центрального аппарата Комитета и приведение его штатного расписания в соответствие с Законом РФ "Об основах государствен­ной службы Российской Федерации". В августе 1995 г. были упразд­нены и реорганизованы некоторые управления, а 29 декабря 1995 года Приказом Комитета Российской Федерации была утверждена его новая структура: финансовое управление; юридическое управление; управление землеустройства; управление государственного контро­ля за использованием и охраной земель; управление государствен­ного земельного кадастра; мониторинга земель и охраны почв; управление оценки земель и платежей; управление землепользова­ния; управление научного обеспечения и кадров; управление бухгал­терского учета; отчетности и контроля; управление международного сотрудничества; управление делами и отдел по специальной работе оставлены без изменения названия.

Накопленный Российский опыт становления новых земельных отношений и опыт многих стран показал, что в решении земельных проблем главную роль играет государство. В связи с этим землеуст­ройству как инструменту государственного управления главным народным богатством — землей — отводится особая роль в реали­зации земельной и экономической политики государства (в целом).

В результате осуществления этой политики в 1995 г. в Российс­кой Федерации выполнен значительный объем работ по межеванию земель в целях закрепления на местности границ участков земле­владений (межевых знаков и граничных линий), количественного учета площадей угодий, возможности восстановления границ в случае утраты межевых знаков, а также осуществления государственного земельного контроля. Только государственными научно-исследова­тельскими и проектно-изыскательскими предприятиями и организа­циями по землеустройству установлены границы 6 780 участков, в числе которых было 6 197 земельных наделов крестьянских (фер­мерских) хозяйств.

Для юридического закрепления прав на землю новых землевла­дельцев к концу 1995 г. землеустроительные органы оформили и выдали свидетельства на право собственности, владения, пользова­ния землей 256 тыс. фермеров, 8,6 млн. собственников земельных долей, 22 млн. семей для ведения личного подсобного хозяйства, са­доводства, огородничества.

Выполнение землеустроительных работ, связанных с подготов­кой материалов для выдачи земельных документов в целом по России, характеризуется следующими показателями: сельскохозяй­ственные предприятия — 93%, несельскохозяйственные предприя­тия — 75%, крестьянские хозяйства — 96%, личные подсобные хозяйства — 89%, индивидуальное дачное и гаражное строитель­ство — 42%, садово-огороднические кооперативы — 63%, собствен­ники земельных долей — 73%.

В целях создания оптимальных условий для размещения новых хозяйственных формирований в ходе реорганизации коллективных сельхозпредприятий в 1995 г. научно-исследовательскими предпри­ятиями и организациями Роскомзема разработано более 800 проек­тов перераспределения земель.

В 1995 г. более чем в 100 административных районах Российс­кой Федерации были составлены дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель, почти в 600 административ­ных районах и 546 населенных пунктах — дежурные кадастровые карты. Пять тысяч кадастровых карт составлено по сельскохозяй­ственным предприятиям. На них графически отражалась оценка качества каждого контура сельскохозяйственных угодий в балльной системе.

Проведенные работы позволили наглядно отобразить размеще­ние земельных участков и их границ, отследить изменения в конфи-

гурации при разделении, слиянии и образовании новых объектов, что крайне важно в процессе регистрации прав на земельные участ­ки, их купли-продажи, в разрешении земельных споров, регулиро­вании других земельных отношений.

Для успешного решения задач современного землеустройства в результате научно-исследовательских работ в 1995 г. подготовлены программные средства обработки цифровой, графической и тексто­вой информации. В автоматизированном режиме осуществляется вычисление площадей, расчет теодолитных ходов, решение обрат­ных задач, вычисление засечек. Технологический уровень современ­ного землеустройства продолжает повышаться за счет освоения но­вых технологических средств для диагностики состояния земельных ресурсов, научных методов проведения и обработки результатов почвенных, геоботанических и иных обследований, организации землеустроительных работ.

В рамках разработки теоретических и методических основ фор­мирования и развития земельных отношений в 1995 г. проводились исследования по проблемам создания регулируемого земельного рын­ка, закономерностям формирования рыночной цены и возможности ее моделирования и прогнозирования, принципам и критериям нало­гообложения земель, показателям рыночной цены и системе плате­жей за земли производственного назначения. В результате этих работ представлен комплексный системный анализ экономического регу­лирования земельных отношений, состояния земельного рынка, действующей налоговой системы, сформулированы принципы земель­ного налогообложения.

Для обеспечения мониторинга земель и охраны почв Роскомземом в 1995 г. проведена работа по укреплению системы функциональных взаимосвязей комитета с заинтересованными министерствами и ведомствами по ведению мониторинга земель в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Государственный характер вышеперечисленных мероприятий, межрегиональный и межотраслевой подход к решению вопросов по использованию земель вызвали к жизни Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года, которым Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам переименован в Го­сударственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а в мае-июле 1997 г. реорганизована структура Комитета и утверждено новое штатное расписание.

Для проведения предварительной экспертизы нормативных, пра­вовых актов, разработанных Госкомземом или с его участием, в це­лях обеспечения концептуального единства актов и привлечения к обсуждению актуальных вопросов земельной реформы независимых экспертов из числа ведущих ученых, профессиональных участников рынка недвижимости и иных специалистов, Приказом Государствен­ного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и зем­леустройству от 19 декабря 1997 года образован Экспертный совет при председателе Государственного комитета Российской Федера­ции по земельным ресурсам и землеустройству.

Основное внимание в 1996 г. уделялось переводу земельных органов России на работу в рыночных условиях, осуществлению мер по повышению эффективности государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель, формированию земельной собственнос­ти и защите прав на землю ее собственников, укреплению взаимо­действия с органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Главным направлением в работе было выполнение Указа Прези­дента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 года.

Одновременно с выполнением Ука­за, по заявкам граждан и юридических лиц, разработаны 345 проектов перерас­пределения земель по реформированию сельскохозяйственных предприятий: проекты организации и размещения 1,5 тыс. крестьянских (фермерских) хо­зяйств; установлены границы 3,1 тыс. крестьянских хозяйств; изготовлены документы, удостоверяющие право на землю по 5,2 тыс. га. крестьянских хо­зяйств.

В целом документы о правах на зем­лю получили 96% сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, 74% несельскохозяйственных предпри­ятий, 82% личных подсобных хозяйств,две трети садоводов и половина владельцев индивидуальных жилых домов, дач и гаражей. Для проведения этих работ наряду с государ­ственными организациями создана Ассоциация частных землемеров России, объединяющая более 3 тыс. человек, работающих по техно­логиям и лицензиям земельных комитетов.

Указом Президента Российской Федерации функции ведения зе­мельного кадастра и регистрации документов о правах на землю воз­ложены на Госкомзем России и его земельные комитеты.

Землеустроительные работы в 1996 г. выполнялись на более вы­соком уровне: применялась новейшая геодезическая техника, новые методы и технологии на базе фотограмметрической обработки аэро­снимков.

В настоящее время в землеустроительной отрасли появилось боль­шое количество программно-технических средств, предназначенных для создания законченных ГИС — технологий решения задач по ав­томатизации землеустроительных работ. Проведены эксперименталь­ные работы по апробированию программно-технических средств для автоматизации кадастровых и землеустроительных работ, разрабо­тано Положение о сертификации программно-технических средств в системе Госкомзема России.

В соответствии с Положением о метрологической службе Госкомзема России в институтах и на землеустроительных предпри­ятиях организуются метрологические службы.

Для создания цифровых картографических материалов и баз дан­ных в институте Госземкадастрсъемка отработана технология созда­ния информационных систем на основе аэрофотосъемки.

Разработана технологическая схема цифрового тематического кар­тографирования с использованием фото- и сканерной информации, получаемой многозональными сканирующими системами "Матра" и "Агрос".

В 1996 г. Госцентр "Землемер" Госкомзема России провел с по­ложительным результатом ведомственные испытания мобильного ав­томатизированного комплекса МАК "Землемер", электронного тахеометра 2Та5, полевого портативного компьютера ПК, цветного картографического сканера и других российских технических средств.

Проводилась разработка мобильного автоматизированного комп­лекса для Госземконтроля МАК-2 "Землемер" и целого ряда других приборов для выполнения землеустроительных работ.

На места поставлено 1 110 комплексов тахеометров и теодоли­тов, 22 МАК "Землемер", 6 аппаратно-программных земельно-кадастровых комплексов, 27 комплексов спутниковой геодезической ап­паратуры.

В 1996 г. Госкомземом России подготовлено и Правительством Российской Федерации принято Постановление об индексации ста­вок земельного налога в 1996 г. Работа по оценке земли выполнялась в основном силами специально созданных региональных агентств.

Принято Постановление Правительства Российской Федерации о кадастровой оценке земли для налогообложения и иных целей.

Продолжалось развитие международного сотрудничества и реа­лизации ряда международных проектов, направленных на решение задач создания государственной системы ведения земельного кадас­тра России и регистрации документов о правах на землю (ТАСИС, Гермес, ЛАРИС и др.).

В 1997 г. перед Госкомземом России стояла задача огромной го­сударственной важности — закрепить основы российской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владе­ния землей, интересы общества и социальную справедливость при ее использовании.

На основании Постановления Правительства Российской Феде­рации от 7 мая 1997 г. Председателем Государственного Комитета

Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству назначен Илья Артурович Южанов.

В 1998 г. была предпринята попыт­ка административного объединения органов федеральной исполнительной власти, участвующих в формировании объектов недвижимого имущества, что способствовало бы решению существо­вавших в этом вопросе межведомствен­ных противоречий. В соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации от 30 апреля 1998 года в резуль­тате слияния Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государ­ственного комитета Российской Федера­ции по жилищной и строительной политике и Федеральной службы гео­дезии и картографии России было

образовано Министерство Российской Федерации по земельной по­литике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Ми­нистром, на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года, назначен Илья Артурович Южанов.

Минземстрой России просуществовал немногим более четырех месяцев и в соответствии с Указом Президента Российской Федера­ции от 22 сентября 1998 г. был расформирован. Земельная служба вновь стала самостоятельным органом исполнительной власти. Пред­седателем Государственного земельного комитета Российской Феде­рации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. назначен Борис Сергеевич Варенов. Затем Государственный земельный комитет Российской Федерации был преобразован в Государственный комитет Российской Федера­ции по земельной политике на основании Указа Президента Россий­ской Федерации от 25 мая 1999 г., и председателем назначен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года — Сергей Иванович Сай.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 года была установлена предельная численность работников центрального аппарата Госкомзема России в количестве 159 человек, а предельная численность работников территориальных органов Госкомзема в количестве 10 014 человек.

В настоящее время в структуре тер­риториальных органов Госкомзема Рос сии функционирует 89 областных, краевых, республиканских и окружных комитетов. В их подчинении находятся 2 190 районных и городских комитетов.

В последние годы Госкомзем России, его территориальные органы и подведомственные организации осуществляли свою дея­тельность, руководствуясь Посланием Президента Российской Федерации, Федеральному собранию "Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программой Правительства Российс­кой Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.".

К началу 1999 г. в ходе земельной реформы произошли значи­тельные изменения с структуре собственности на землю. Проведена реорганизация 23.5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена прива­тизация 116.2 млн. га сельскохозяйственных земель. Фонд перерасп­ределения земель насчитывал 22.1 млн. га сельскохозяйственных угодий. В собственность граждан и юридических лиц передано 130 млн. га.

Важным итогом земельных преобразований явилось обеспече­ние земельными участками граждан. Во всех регионах эта проблема в основном решена. В целом по России число собственников, распо­рядившихся своей долей, возросло до 62.4% против 55.6% в 1997 г. Собствен­ники более чем 60% долей в 34-х регио­нах распорядились своими долями.

Введена платность землепользова­ния.

Главным достижением Госкомзема в законодательном и норма­тивно-правовом обеспечении земельных преобразований явилось принятие в январе 2000 года Федерального закона о Государствен­ном земельном кадастре, который определил систему органов по ведению земельного кадастра; требования, предъявляемые к ве­дению земельно-кадастровой документации; установил порядок и ус­ловия представления и использования кадастровой документации.

Продолжается реализация соглашений в области международ­ного сотрудничества. Осуществляются мероприятия по государствен­ному контролю за использованием и охраной земель.

На рубеже XXI века перед Госкомземом России остается еще много не решенных задач, связанных с подготовкой и принятием Земельно­го кодекса Российской Федерации, ряда законов: "О землеустройстве", "О государственных и муниципальных землях". Остается актуальной задача разработки Концепции управления земельными ресурсами Российской Федерации и проекта Федеральной целевой программы "Земля России" на период 2000-2005 гг.

Таким образом, уже сейчас можно отметить, что землеустрои­тельной службой России за короткий срок земельных преобразова­ний проделана огромная и важная работа по совершенствованию земельных отношений, разработке экономических экологических и других механизмов государственного управления земельными ресурсами страны.

 

Тема 1: Предмет и методология науки «экономика труда»

1 Предмет и методология науки «экономика труда»

Экономика труда традиционно рассматривалась, как конкретно-экономическая дисциплина, под предметом которой понимались организация трудовой деятельности, проблемы оплаты, нормирования, условий и производительности труда, планирование труда и анализ трудовых показателей.

Предметом экономики труда всегда являлся труд как целесообразная деятельность человека, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит формой самовыражения, поэтому труд должен быть организован так, чтобы адекватно отражать особенности человека и обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.

В понятии «труд» можно выделить два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это усилия человека по преобразованию ресурсов природы, второй - силы, побуждающие человека трудиться. Отсюда вытекает следующее определение труда:

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и(или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному или экономическому), либо по внутреннему убеждению, либо по тому и другому.

Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что труд рассматривается с нескольких позиций:

во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, она должна быть эффективна, рациональна, экономично организована;

во-вторых, труд является основным условием жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом;

в-третьих, труд не может рассматриваться как товар, т.к. товаром является не он сам, а услуга труда; и, наконец, в процессе труда формируется система трудовых отношений, являющаяся основой общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельного индивида.

Объектом систематических научных исследований трудовая деятельность человека стала со второй половины 19 века. Их начал американский инженер Ф. У. Тейлор. Первоначально цель исследования состояла в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Возникло научное направление, которое получило название “научная организация труда” (НОТ). В последствие оно неоднократно подвергалось критике.

Формирование научных основ экономики труда в России началось в 20-е годы двадцатого века. С 1934 года Россия является членом Международной организации труда, членство в которой оказало очень сильное воздействие на экономику труда. В МОТ оттачивался понятийный и категориальный аппарат сферы труда, вырабатывались международные трудовые нормы, осуществлялась научная разработка и реализация программ для стран мирового сообщества. Долгое время основным направлением развития экономики труда были идеи НОТ, позднее, в 50-е, 60-е годы получили развитие исследования, посвященные проблемам формирования, распределения и использования рабочей силы, ее планирования в масштабах предприятия и всего общества.

Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей:

1 повышение эффективности производства;

2 создание благоприятных условий труда и развитие способностей человека в процессе трудовой деятельности.

Из этих целей необходимо исходить при анализе проблем труда на всех уровнях экономической деятельности: от рабочего места до мирового хозяйства. Объект исследования требует учета взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, этических, экологических и др. аспектов трудовой деятельности.

2 Экономика труда и ее взаимосвязь с другими науками

Экономика труда развивалась и развивается как неразрывная часть всей системы экономических наук, в то же время в своих исследования экономика труда опиралась на исследования и выводы таких наук, как физиология и психология труда, эргономика, отрасли медицины, занимающиеся профессиональными заболеваниями, социология, трудовое право, эстетика труда и т.д.

Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии и организации производства. С 70-х годов можно отметить усиление этического аспекта. Технократический подход, где основное внимание уделялось методам повышения производительности физического труда, сменился гуманистическим, усилилось внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время в науках о труде и персонале сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы:

Производительность труда. На основе теории производительности формируются критерии оценки деятельности людей и хозяйственных систем. Центральное место занимает сопоставление затрат и результатов труда.

Человеческий капитал, определяемый совокупностью качеств человека (здоровье, образование, профессионализм и др.), влияющих на результаты его деятельности и соответствующие доходы.

Условия труда, определяемые параметрами производственной среды, важнейшей характеристикой условий труда является безопасность деятельности человека. При улучшении условий труда растет производительность, но это требует соответствующих затрат, возникает проблема оптимизации условий труда с учетом взаимосвязи социальных и экономических факторов.

Проектирование трудовых процессов, заключающееся в выборе наилучших способов выполнения работ, распределении их общего объема между исполнителями, проектировании рабочих мест, систем обеспечения материалами, инструментом, энергией, другими ресурсами.

Нормирование труда, состоящее в установлении объективно необходимых затрат и результатов труда по элементам производственного процесса.

Планирование численности персонала, включающее определение результатов деятельности предприятия в зависимости от численности сотрудников.

Определение источников привлечения персонала, динамики персонала на предприятии с учетом предполагаемых изменений в продукции и технологии.

Отбор, обучение и аттестация, которые направлены на повышение качества персонала.

Мотивация, представляющая собой процесс побуждения человека к плодотворной деятельности исходя из его потребностей и целей предприятия. Согласование интересов сотрудников и предприятия осуществляется в соответствии с характеристиками персонала и производственными ситуациями.

Формирование доходов и оплата труда. Рассматриваются источники доходов, причины их дифференциации, факторы, определяющие структуру и уровень заработной платы, формы и системы оплаты труда.

Взаимоотношения в трудовых коллективах. Исследование проблем обеспечения конструктивного сотрудничества индивидуумов и социальных групп в процессе трудовой деятельности.

Рынки труда и управление занятостью. Анализ рынка труда и факторов, определяющих занятость населения, политика предприятия в области занятости, систем обучения безработных новым профессиям, социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Маркетинг персонала, исследующий действия предприятия по обеспечению человеческими ресурсами, в том числе политику предприятия на рынке труда.

Контроллинг персонала - регулирование деятельности предприятия в области персонала на основе решения комплекса задач планирования, учета и контроля.

Организация управления персоналом, изучающая формы, методы и процедуры, обеспечивающие результативную работу службы персонала предприятия.

На основе рассмотренных проблем и разделов наук о труде и персонале можно дать характеристику предметов этих наук.

Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека, выводы используют при разработке режимов труда и отдыха, проектировании рабочих мест, совершенствовании условий труда и его нормировании.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности, результаты используются при профотборе, организации коллективной работы, управлении в конфликтных ситуациях, разработке систем мотивации.

Эргономика является научной основой проектирования человекомашинных систем, в том числе станков, пультов управления, транспортных средств.

Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечение безопасной трудовой деятельности.

Социология