Контрольные полномочия Комиссии

- действуют в отношении ст.101, 102 ДоФ и контроля концентрации.

Долгое время контрольные полномочия Комиссии основывались на Регламенте №17 1962 г. Он действовал до 1 мая 2004 г., пока не произошло серьезного расширения ЕС. Новый Регламент №1/2003. Система Регламента №17 основывалась на нотификациях. Нотификация предполагала ,что предприятия, заключившие антиконкурентное соглашение должны нотифицировать их в Комиссии. В результате, Комиссия была просто завалена соглашениями, а предприятия de facto исполняли соглашение, не дожидаясь решения Комиссии. Когда Комиссия, наконец, проверяла соглашение и запрещала его, то стороны просто заключали новое соглашение и вновь направляли его для нотификации. Комиссия искала выходы из проблемы путем:

1. Принятия Регламентов по отдельным видам соглашений.

2. Принятия Административных писем (писем о соответствии) – они должны заменить нотификации. Это не решение, а лишь предварительный беглый анализ соглашения.

 

В 2000 г. Комиссия предложила Совету реформировать систему Регламента №17. Она считала, что необходимо отказаться от системы нотификаций и возложить бремя ответственности на предприятия (пусть они сами решают, применим ли п.3 ст.101 ДоФ).

Кроме того, первоначально п.1 ст.101 ДоФ мог применяться как на общеевропейском, так и на национальном уровнях. П.3 ст.101 же применяться на национальном уровне не мог, только на общеевропейской арене.

С 1 мая 2004 г. действует новая система:

1. Действует конкурирующая компетенция по п.3 ст.101. Его могут применять не только Комиссия, но и национальные антимонопольные органы и национальные суды. В результате, возникла новая проблема взаимодействия между Комиссией и национальными органами.

2. Упразднена система нотификаций. Режим п.3 ст.101 теперь не разрешительный, а законный. Теперь соглашение прекращает свое действие не с момента принятия решения об этом, а с момента его заключения, т.е. с обратной силой.

3. Способы проверки:

- жалоба на нарушение антимонопольного законодательства направляется в Комиссию или в национальный органа. Жаловаться может кто угодно.

- государство может привлечь внимание к соглашению.

- Европейский парламент может заявить о соглашении.

Главная цель – обеспечить унифицированное применение ст.101. Национальные органы обязаны информировать Комиссию о всех рассматриваемых делах. Если национальный орган хочет запретить картель, то он должен информировать об этом Комиссию. Комиссия при необходимости может забрать дело себе. Национальные суды могут запрашивать мнение Комиссии, представители Комиссии могут участвовать в судебном заседании, предлагать свои решения. Но в принятии решения национальные суды самостоятельны. В свою очередь, национальный суд может запросить Комиссию об уже имеющейся практике. Для обеспечения сотрудничества Комиссии и государств был создан Консультативный комитет при Комиссии. Он состоит из представителей государств. Комиссия обязана проводить с ними согласование, но их мнение для Комиссии не является обязательным.