Музыка эпохи средневековья

 

Музыка средневековья - это уникальное культурное явление. До сих пор точно неизвестно, как звучал тот, или иной музыкальный инструмент. Аутентичный звук и по сей день остается загадкой. В этот период искусство носило религиозный характер. Церкви поощряли развитие искусства, музыки и ремесел.

Первый, исходный рубеж средневековья - после падения Западной Римской империи в 476 году - принято обозначать VI веком. Между тем единственной областью музыкального искусства, оставившей письменные памятники, была до XII века только музыка христианской церкви. Весь своеобразный комплекс связанных с ней явлений сложился на основе длительной исторической подготовки, начиная со II века, и включил в себя далекие истоки, уходящие за пределы Западной Европы на Восток - в Палестину, Сирию, Александрию. Помимо того церковная музыкальная, культура средних веков так или иначе не миновала наследия Древней Греции и Древнего Рима; хотя «отцы церкви», а в дальнейшем теоретики, писавшие о музыке, во многом противопоставляли искусство христианской церкви языческому художественному миру античности.

Второй важнейший рубеж, знаменующий переход от средних веков к Возрождению, в Западной Европе проходит не одновременно: в Италии - в XV веке, во Франции - в XVI; в других странах борьба средневековых и ренессансных тенденций протекает в разное время.

В искусствоведении музыкальное средневековье подразделяется на 3 эпохи: григорианская эпоха примерно до 1100 года с, преимущественно, одноголосой музыкой, музыка 12-ого и 13-ого века (эпоха Нотр-Дам) с развитием многоголосия и музыка, примерно 1300-1450 годов, с большим ветвлением многочисленных стилей в различных странах.

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа - феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции - искусство трубадуров и труверов, в Германии - миннезингеров, а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило - в одном лице) и с восприятием. И в содержании музыки, и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер - лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков, складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

В средневековье хорал был функциональной составной частью литургии, выставок и официальных шествий (часы молитвы). За каждой часовой молитвой закреплено задавание тонов псаломов с принадлежащими к ним антифонами, пение гимнов.

Вплоть до литургической реформы, которая была начата после Второго Ватиканского собора, грегорианский хорал еще присутствовал в римско-католической литургии. С тех пор он используется только лишь в монастырях или на особенных богослужениях латинской литургии.

Появление нескольких голосов вместо традиционного одного голоса явилось настоящим прорывом в истории музыки. Для людей того времени увеличение количества голосов, которые сливались в одну мелодию было чем-то новым и неестественным, однако новшество быстро прижилось и сохранилось до нашего времени. В это же время часто использовались диссонирующие, атональные мелодии, которые были построены не на классической гармонии, а на соединении, казалось бы, не гармонирующих между собой аккордов и проигрышей, которые соединялись в привлекающую своим несоответствием канонам музыку.