Действие нормативных правовых актов

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определить пределы действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается по общему правилу с момента вступления его в силу.

Федеральные и федеральные конституционные законы России вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ. Самим законом может быть установлен другой порядок вступления его в силу.

По общему правилу действие нормативных актовв пространстве ограничено территорией данного государства либо его отдельных частей. В России федеральные законы и другие нормативные правовые акты федеральных органов, как правило, действуют на всей территории РФ, а акты органов субъектов Федерации — на территории каждого из субъектов Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории данного муниципального образования (района, города, села и т. п.).

По кругу лиц законы и другие нормативные правовые акты действуют в отношении граждан РФ как на территории России, так и за ее пределами.

Без правильного уяснения правовой нормы невозможно обеспечить грамотное, обоснованное и законное ее осуществление, а также правильное усвоение гражданами и должностными лицами тех конкретных правовых норм, которые необходимо знать каждому.

Уяснение нормативных актов достигается с помощью различных приемов: грамматического (филологического), логического, систематического, историко-политического толкования.

Грамматический прием толкования связан с уяснением текста, словесной формулировки правовой нормы, ее морфологической и синтаксической структуры. Он означает выявление содержания слов, их смысловых оттенков в конкретном контексте, выяснение грамматической формы слов (падеж, число, род, лицо и т.п.), понимание синтаксической и смысловой структуры предложений.

Логические приемы толкования связаны с применением законов логики при анализе конкретной правовой нормы. Они необходимы для правильного уяснения смысла всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции), сопоставления ее со статьей или несколькими статьями нормативного акта, в которых данная норма сформулирована. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания данной нормы путем сопоставления нормы с другими нормами права, относящимися к данному вопросу. Ту или иную норму нельзя понять в полной мере без учета других норм, близких по содержанию или детализирующих рассматриваемую норму.

Историко-политическое толкование состоит в уяснении тех общественных условий, которые вызвали издание нормы, а также тех задач и целей, которые преследовало государство, вводя их в действие.

Толкование как разъяснение правовых норм может быть официальным и неофициальным.

Разъяснение правовой нормы, даваемое уполномоченными на это компетентными органами, называется официальным толкованием.

Официальное толкование может быть нормативным или казуальным. Нормативное официальное толкование носит общеобязательный характер и исходит от компетентных органов государства.

Казуальное официальное толкование дается вышестоящим органом нижестоящему в связи с разрешением конкретных дел. Оно служит средством исправления ошибочного понимания закона в практике нижестоящих органов и обязательно для них лишь по данному конкретному делу.

Неофициальное толкование — это разъяснение, исходящее от лиц, не обладающих официальными полномочиями давать обязательные разъяснения юридических норм. Оно не имеет юридической силы и основывается на убедительности, авторитете организаций, учреждений и лиц, дающих такое разъяснение. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование, т. е. разъяснение, исходящее от представителей юридической науки, научных учреждений.