Распад СССР

Попытки трансформации СССР.С 1990 г. в СССР начался «парад суверенитетов».

Декларации о суверенитете приняли большинство республик. В этот процесс внесла свою лепту

и Россия. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации. Декларацией закреплялся приоритет республиканских законов над союзными .

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора,

который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром. Было ясно, что в рамках старых отношений, определенных союзным договором 1922 г., существование Союза ССР невозможно.

24 июля 1990 г. был опубликованпроект нового Союзного договора. Он был пронизан идеей перехода к рынку и отказа от централизованного планирования, расширял права союзных республик, заменял существующие центральные структуры власти и вертикальные связи прямыми горизонтальными отношениями между республиками без посредничества центра. Тем

самым делалась попытка предотвратить распад СССР.

Летом и осенью 1990 г. происходило усиление центробежных тенденций в СССР. В Грузии на выборах победили националисты, и парламент под руководством Гамсахурдиа одобрил программу перехода «к суверенной и полностью независимой Грузии». 6 октября 1990 г. в Москве прошли переговоры с литовским руководством о достижении независимости. Сепаратистские настроения в национальных регионах, прежде всего в Прибалтике, энергично поддерживались российским руководством.

23 ноября 1990 г. республикам был представлен очередной вариант Союзного договора.

Грузия и Прибалтийские республики отказались его обсуждать. Было предложено новое название Союза (Союз Советских Суверенных Республик), но в нём господство центра над республиками и регионами сохранялось.

IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за преобразование СССР в демократическое федеративное государство.Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях:

равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение отношений российского и союзного руководства сыграли свою роль в подготовке нового проекта договора.

Но конфликты между республиками и центром продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачёва и попытка военно-силовым давлением на местные власти вернуть под контроль Прибалтику привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек.

Действия центральных властей вызвали обратную реакцию: против М.С. Горбачёва выступили объединённым фронтом российская и региональная демократические оппозиции.

В отставку, в знак протеста против нового курса правительства, подали такие сподвижники Горбачева, как А. Яковлев, Е. Примаков, Л. Абалкин.

Для обеспечения мандата на сохранение Союза 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, на котором большинство граждан страны (76,4 %) высказались за сохранение обновленного Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Жители России поддержали решение парламента о необходимости введения поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.

В подмосковной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачёва и руководителей союзных республик об условиях сохранения СССР («Заявление9+1).Они проходили очень трудно. Проект Союзного договора выявил разногласия: руководители одних республик хотели конфедерацию, а другие – федерацию. Была достигнута

договорённость о принципах нового союзного договора и создана комиссия по его подготовке. Ценой серьёзных уступок М.С. Горбачёва лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового Союзного договора, содержание которого носило противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г., но оно не состоялось.

Августовский путч 1991 года. Консервативная часть высшего партийно-государственного руководства восприняла возможность подписания нового Союзного договора как угрозу существованию единого государства и себе лично, так как имелась информация о кадровых изменениях после 20 августа 1991 г.

19–21 августа 1991 г. была совершена попытка государственного переворота. В отсутствие М.С. Горбачёва ( отдыхал в Крыму) 19 августа был учреждён Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева. ГКЧП фактически отстранил М.С. Горбачёва от выполнения президентских функций, блокируя его в резиденции Форос.

ГКЧП объявил о следующих мерах:

– введение чрезвычайного положения в ряде районов СССР;

– расформирование структур власти, противоречащих Конституции СССР;

– приостановка деятельности оппозиционных партий;

– запрет митингов и демонстраций;

– проведение экономических реформ.

Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в ряд населённых пунктов, в том числе в Москву. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, организовавшей митинги в Москве и Ленинграде.

Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. Заговорщики бездействовали. 21 августа 1991 г. депутатская группа во главе с вице-президентом России А.В. Руцким вылетела в Крым и освободила М.С. Горбачёва из изоляции. Президент СССР вернулся в Москву, а лидеры ГКЧП были арестованы.

Причины провала августовского путча:

1) недооценка ГКЧП демократических сил страны;

2) решительность действий Б.Н. Ельцина и его сторонников;

3) переоценка степени готовности к участию в перевороте.

После подавления путча процесс распада СССР принимает необратимый характер.

Попытки М.С. Горбачева вновь взять управление в стране в свои руки наталкиваются на сопротивление руководителей республик. Высший орган властиСъезд народных депутатов СССР5 сентября 1991 г. объявил о самороспуске и передаче властных полномочий Госсовету в составе руководителей республик. М.С. Горбачёв как глава единого государства стал лишним.

Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачёв согласился на серьёзные уступки со стороны центра в пользу республик, признал независимость трёх прибалтийских республик (6 сентября 1991 г.) и предпринял попытку создания нового демократического союзного правительства, куда пригласил известных демократов Э.А. Шеварднадзе, В.В.Бакатина и др. В сентябре продолжалась разработка нового

договора об образовании конфедеративного Союза вместо СССР.

8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), и Белоруссии (Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении деятельности СССР.

21 декабря к СНГ присоединились руководители еще восьми республик (Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана). Прибалтийские республики и Грузия, приветствовав распад СССР, войти в СНГ отказались. После декабрьского переворота и прихода к власти Э.А. Шеварднадзе Грузия вступила в СНГ.

25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

Был ли такой итог неизбежным и закономерным?

Существуют разные ответы на этот вопрос. Проблема причин распада СССР остается дискуссионной. Рассмотрим лишь некоторые причины:

1. Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки.

2. Кризис коммунистической идеологии, ослабление роли КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составляющих основу СССР.

3. Борьба за власть между центральными, национально-региональными политическими элитами.

4. Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ были скорее закономерностью, а не случайностью развития. Менее вероятным был процесс трансформации СССР в ССР (Союз Суверенных Республик, конфедеративное образование), защищаемый тогда Горбачёвым.

 

Выводы

1970–1980-е гг. – время глобальных перемен в мире, связанных с радикальными изменениями в системе производительных сил. Они были вызваны, прежде всего, информационной революцией. СССР должен был реагировать на вызовы времени, к этому его вынуждали и некоторые внутренние обстоятельства. К началу 1980-х гг. стало очевидным отставание страны в социальной сфере. Оно было обусловлено и последствиями гонки вооружений. Необходимы были серьезные изменения в организации общественного производства с целью повышения его восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса и ликвидации технологического отставания. Все это диктовало потребность в отказе от управленческих подходов, соответствовавших более ранней, индустриальной стадии развития.

В середине 1980-х гг. политическое руководство СССР демонстрировало готовность придать больший динамизм советскому обществу. Однако выбор рациональных мер реформирования был осложнен как существующими идеологическими ограничениями, так и разнородностью самой элиты.

Преобразования 1985–1991 гг. разворачивались на неблагоприятном международном фоне. В начале 1980-х гг. на авторитет СССР негативно влияла советско-афганская война. Вызревало недовольство в социалистическом лагере, что проявилось во время польского кризиса начала 1980-х гг. и выплеснулось наружу в ходе бархатных революций 1989 г. Неблагоприятно для СССР складывалась и мировая экономическая конъюнктура. Курс Запада в отношении СССР определялся стремлением ослабить геополитического противника, не допустить появление потенциального конкурента.

В этих условиях в 1985 г. начались реформы, которые развернулись по двум направлениям: с одной стороны, были продолжены начинания, оправдавшие себя на предшествующих этапах; с другой – предпринята попытка убрать препятствия на пути утверждения новых общественных форм. Однако в силу ряда причин быстро добиться прорыва не удалось. Социально-экономическое положение страны осложнилось. В результате правящей группой был сделан вывод о необходимости смены стратегии реформ. В качестве приоритетной сферы совершенствования общественного организма была избрана политическая система, что ознаменовало начало горбачевской «революции сверху».

Реформа политической системы предполагала коренное изменение структуры властных отношений, что не могло не сопровождаться усилением конкуренции между различными сегментами элиты. К числу «неспрогнозированных» эффектов политической реформы относится выдвижение на одно из первых мест в общественной жизни национального вопроса. Правящая группа оказалась не способной выработать адекватную времени конструктивную политику по этому вопросу.

В результате в обществе углубился кризис, который поразил практически все сферы. Сложившаяся ситуация диктовала необходимость выработки эффективной стратегии реформирования экономики. Кризис государственного управления приводил ко все большей утрате контроля за бурно протекающими социальными процессами. Эскалация кризиса в межнациональных отношениях приобрела форму движения за выход из СССР. Разрушение государственности стало одним из главных результатов политической борьбы, которая развернулась в СССР в ходе преобразований 1985–1991 гг.