Учебный вопрос № 1.

Введение

 

Автомобильные генераторные установки предназначены для питания бортовой сети и заряда аккумуляторных батарей. Они содержат генератор постоянного или переменного тока для преобразования механической энергии двигателя в электрическую и реле-регулятор для автоматического управления работой генератора.

Генераторные установки должны работать в условиях большого диапазона температур (от –40 С до + 80 С), запыленности и влажности воздуха, полного погружения в воду при преодолении водных преград. Он должны обеспечивать питание всех приемников электрической энергии, постоянство напряжения питания во всем рабочем диапазоне частоты оборотов двигателя и изменения нагрузки. Надежность, простота в обслуживании и хорошая ремонтопригодность, являются одними из основных качеств, которыми должны обладать приборы электрооборудования, монтируемы на военную автомобильную технику.

 

Техническое обслуживание и хранение аккумуляторных батарей

Для безопасной эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ) необходимо придерживаться следующих правил:

— Не создавать цепь короткого замыкания между клеммами батареи, поскольку значительный ток короткого замыкания заряженной батареи способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог.

— Не хранить аккумуляторные батареи в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов и батареи значительно снижают свою емкость.

— Подключать аккумуляторную батарею в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Заряженная батарея имеет значительный запас энергии и способна при неправильном подключении вывести устройство из строя.

— Не вскрывать корпус батареи. Содержащийся внутри гелеобразный электролит способен вызвать химический ожог кожи.

— Утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы.

Для проверки технического состояния АКБ применяют термометр, стеклянные трубочки, ареометр и пробник аккумуляторный(рис. 1).

 

Рис. 1. Приборы для проверки технического состояния аккумуляторных батарей

 

При этом измеряют плотность электролита, ЭДС и напряжение аккумуляторов и батарей, определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи).

Ареометр служит для измерения плотности электролита (рис. 2, табл. 1). За расчетную принимают плотность электролита при температуре 25°С. При отклонении температуры от указанной необходимо к показаниям ареометра прибавлять 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре выше 30°С или вычитать 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре ниже 20°С.

 

 

Рис.2. Измерения плотности электролита ареометром

 

Таблица 1. Зависимость степени заряженности АКБ от плотности электролита

Степень заряженности Батарея 12В Батарея 24 В Плотность электролита
12.70 25.40 1.265
12.64 25.25 1.257
12.58 25.16 1.249
12.52 25.04 1.241
12.46 24.92 1.233
12.40 24.80 1.225
12.36 24.72 1.218
12.32 24.64 1.211
12.28 24.56 1.204
12.24 24.48 1.197
12.20 24.40 1.190
12.12 24.24 1.176
12.04 24.08 1.162
11.98 23.96 1.148
11.94 23.88 1.134

 

Аккумуляторные пробники служат для измерения ЭДС и напряжения аккумуляторов и батарей (рис. 3).

 

 

Рис.3. Применение аккумуляторных пробников

 

Не реже одного раза в две недели очищают поверхность батареи, проверяют ее крепление, состояние, чистоту вентиляционных отверстий и выводов, измеряют уровень электролита в каждом аккумуляторе, нейтрализуют поверхность батареи 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Поскольку при эксплуатации испаряется, в основном, вода, для доведения уровня электролита до нормы необходимо доливать дистиллированную воду. Отсутствие электролита дает основание предполагать наличие трещин в баке.

Не реже 1 раза в месяц зимой и 1 раза в 3 месяца летом кроме указанных работ, проверяют плотность электролита (ареометром), приведенную к 25°С, и определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи). Батарея считается пригодной к эксплуатации, если разряженность ее составляет не более 50% летом и 25% зимой. При достижении критических значений разряженности производят полный заряд батареи на зарядной станции (рис. 4).

 

 

 

Рис.4. Обслуживание аккумуляторных батарей на зарядной станции

 

С той же периодичностью необходимо проводить контроль зарядного режима на автомобиле, т. е. напряжения в бортовой сети автомобиля (табл. 2, 3).

 

Таблица 2. Разрядные характеристики АКБ

 

 

Таблица 3. Заряд-разрядные кривые

 

Один раз в год необходимо проводить контрольно-тренировочный цикл с целью определения емкости батареи, исправления отстающих аккумуляторов и устранения частичной сульфатации электродов.

Контрольно-тренировочный цикл включает в себя:

- предварительный полный заряд;

- контрольный разряд;

- окончательный полный заряд.

Предварительный полный заряд проводится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда.

Перед началом контрольного разрядатемпература электролита должна быть 20- 30°С. Для разряда батарею подключить к нагрузке и установить ток силой, определяемой инструкцией или руководствами. Постоянство разрядного тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 10,2 В на полюсных выводах батареи с общей крышкой или 2,7 В на одном из аккумуляторов.

Замер напряжения на аккумуляторах и температуры электролита производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения до 11,1 В (1,85 В на аккумуляторе) замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 10,5 В (1,75 В) напряжение контролируется непрерывно, чтобы определить конец разряда.

При контрольном разряде необходимо записать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда и конечную температуру электролита.

Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если при контрольном разряде батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется, она должна быть сдана в эксплуатацию.

Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Окончательный полный заряд батареи производится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда и с доводкой плотности электролита в конце заряда.

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, способы их обнаружения и устранения.

 

Выводы по вопросу.