Учебный вопрос № 1.
Введение
Автомобильные генераторные установки предназначены для питания бортовой сети и заряда аккумуляторных батарей. Они содержат генератор постоянного или переменного тока для преобразования механической энергии двигателя в электрическую и реле-регулятор для автоматического управления работой генератора.
Генераторные установки должны работать в условиях большого диапазона температур (от –40 С до + 80 С), запыленности и влажности воздуха, полного погружения в воду при преодолении водных преград. Он должны обеспечивать питание всех приемников электрической энергии, постоянство напряжения питания во всем рабочем диапазоне частоты оборотов двигателя и изменения нагрузки. Надежность, простота в обслуживании и хорошая ремонтопригодность, являются одними из основных качеств, которыми должны обладать приборы электрооборудования, монтируемы на военную автомобильную технику.
Техническое обслуживание и хранение аккумуляторных батарей
Для безопасной эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ) необходимо придерживаться следующих правил:
Не создавать цепь короткого замыкания между клеммами батареи, поскольку значительный ток короткого замыкания заряженной батареи способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог.
Не хранить аккумуляторные батареи в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов и батареи значительно снижают свою емкость.
Подключать аккумуляторную батарею в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Заряженная батарея имеет значительный запас энергии и способна при неправильном подключении вывести устройство из строя.
Не вскрывать корпус батареи. Содержащийся внутри гелеобразный электролит способен вызвать химический ожог кожи.
Утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы.
Для проверки технического состояния АКБ применяют термометр, стеклянные трубочки, ареометр и пробник аккумуляторный(рис. 1).
Рис. 1. Приборы для проверки технического состояния аккумуляторных батарей
При этом измеряют плотность электролита, ЭДС и напряжение аккумуляторов и батарей, определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи).
Ареометр служит для измерения плотности электролита (рис. 2, табл. 1). За расчетную принимают плотность электролита при температуре 25°С. При отклонении температуры от указанной необходимо к показаниям ареометра прибавлять 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре выше 30°С или вычитать 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре ниже 20°С.
Рис.2. Измерения плотности электролита ареометром
Таблица 1. Зависимость степени заряженности АКБ от плотности электролита
Степень заряженности | Батарея 12В | Батарея 24 В | Плотность электролита |
12.70 | 25.40 | 1.265 | |
12.64 | 25.25 | 1.257 | |
12.58 | 25.16 | 1.249 | |
12.52 | 25.04 | 1.241 | |
12.46 | 24.92 | 1.233 | |
12.40 | 24.80 | 1.225 | |
12.36 | 24.72 | 1.218 | |
12.32 | 24.64 | 1.211 | |
12.28 | 24.56 | 1.204 | |
12.24 | 24.48 | 1.197 | |
12.20 | 24.40 | 1.190 | |
12.12 | 24.24 | 1.176 | |
12.04 | 24.08 | 1.162 | |
11.98 | 23.96 | 1.148 | |
11.94 | 23.88 | 1.134 |
Аккумуляторные пробники служат для измерения ЭДС и напряжения аккумуляторов и батарей (рис. 3).
Рис.3. Применение аккумуляторных пробников
Не реже одного раза в две недели очищают поверхность батареи, проверяют ее крепление, состояние, чистоту вентиляционных отверстий и выводов, измеряют уровень электролита в каждом аккумуляторе, нейтрализуют поверхность батареи 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Поскольку при эксплуатации испаряется, в основном, вода, для доведения уровня электролита до нормы необходимо доливать дистиллированную воду. Отсутствие электролита дает основание предполагать наличие трещин в баке.
Не реже 1 раза в месяц зимой и 1 раза в 3 месяца летом кроме указанных работ, проверяют плотность электролита (ареометром), приведенную к 25°С, и определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи). Батарея считается пригодной к эксплуатации, если разряженность ее составляет не более 50% летом и 25% зимой. При достижении критических значений разряженности производят полный заряд батареи на зарядной станции (рис. 4).
Рис.4. Обслуживание аккумуляторных батарей на зарядной станции
С той же периодичностью необходимо проводить контроль зарядного режима на автомобиле, т. е. напряжения в бортовой сети автомобиля (табл. 2, 3).
Таблица 2. Разрядные характеристики АКБ
Таблица 3. Заряд-разрядные кривые
Один раз в год необходимо проводить контрольно-тренировочный цикл с целью определения емкости батареи, исправления отстающих аккумуляторов и устранения частичной сульфатации электродов.
Контрольно-тренировочный цикл включает в себя:
- предварительный полный заряд;
- контрольный разряд;
- окончательный полный заряд.
Предварительный полный заряд проводится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда.
Перед началом контрольного разрядатемпература электролита должна быть 20- 30°С. Для разряда батарею подключить к нагрузке и установить ток силой, определяемой инструкцией или руководствами. Постоянство разрядного тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 10,2 В на полюсных выводах батареи с общей крышкой или 2,7 В на одном из аккумуляторов.
Замер напряжения на аккумуляторах и температуры электролита производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения до 11,1 В (1,85 В на аккумуляторе) замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 10,5 В (1,75 В) напряжение контролируется непрерывно, чтобы определить конец разряда.
При контрольном разряде необходимо записать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда и конечную температуру электролита.
Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если при контрольном разряде батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется, она должна быть сдана в эксплуатацию.
Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.
Окончательный полный заряд батареи производится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда и с доводкой плотности электролита в конце заряда.
Возможные неисправности аккумуляторных батарей, способы их обнаружения и устранения.
Выводы по вопросу.