Правовой режим собственных территорий государств.

Правовой режим внутренних морских вод. Внутренние воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них. Судоходство и рыболовство во внутренних водах регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. Государство устанавливает порядок захода посторонних судов и кораблей в его внутренние морские воды.

Иностранные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства, а также в случае вынужденного захода в результате стихийных бедствий. Иностранное судно соблюдает законы и иные правила прибрежного государства, правила таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства и охраны окружающей среды. На торговые суда, находящиеся на данной территории, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция. Военные корабли обладают иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства, но обязаны соблюдать соответствующие нормы международного права.

Режим портов. В интересах развития международных торговых и иных мирных сношений прибрежные государства объявляют открытыми для захода иностранных торговых судов свои торговые порты, о чём делают надлежащее извещение. Прибрежное государство вправе само определять правовой режим открытых портов, порядок доступа в них суда и их пребывание, вправе решать, открывать или закрывать те или иные порты. Эти положения, в частности, получили свое отражение в заключенной в 1923 г. в Женеве Конвенции о режиме морских портов.

Для захода военных кораблей в иностранные порты требуется приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения на заход, или, в некоторых странах, уведомление о заходе. При этом государство может устанавливать сроки их пребывания и количество.

Государства обычно заключают между собой договоры о режиме портов. В области обслуживания судов и кораблей применяются два принципа: принцип национального режима /режим равного отечественным судам/ и принцип наибольшего благоприятствования. На торговые суда в портах также распространяется уголовная, гражданская и административная ответственность. Иногда в этой юрисдикции присутствуют некоторые изъятия. Военный корабль, законно находящийся в порту, пользуется иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но обязано соблюдать законы и правила прибрежного и воздерживаться от вмешательства в дела прибрежного государства.

 

Правовой режим территориального моря установлен Женевской Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Основой правового режима является суверенитет государства. Правовой режим территориального моря схож с режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мирного проход, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным, однако остановки допустимы, когда они являются обычным по условиям плавания в это в районе или стали результатом непреодолимой силы бедствия. Мирным называется проход, которым не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, какое судно осуществляет мирный проход. В отношении военных кораблей и государственных судов действует принцип иммунитета. К торговым же судам применяется уголовная и гражданская юрисдикции с некоторыми изъятиями, например, осуществления уголовной юрисдикции и ее пределы зависят от места совершения преступления: во внутренних водах до захода в территориальное море, в территориальном море без захода во внутренние воды.

Другое изъятие характерно не только для режима территориального моря, но и для режимов архипелажных вод, а также международных проливов. Заключается оно в установлении морских коридоров с целью регулирования прохода иностранных судов в вышеназванных водах. Морские коридоры устанавливаются прибрежными государствами с учетом рекомендаций компетентной международной организации о характеристике судов и путей, обычно используемых в данном районе, интенсивность движения. Режим морских коридоров схож с режимом мирного прохода и тесно связан с правом транзита и с международным транзитом. В целом эти права не содержат безусловной нормы международного права. Такое право устанавливается на основе заключения соглашения между государствами. Однако, возможен свободный транзит внутри континентальных стран через территорию соседних прибрежных государств (сухопутную, воздушную), проход и полет через международные проливы, в территориальных и архипелажных водах по морским коридорам. Такая норма кодифицирована в Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных стран 1965 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

 

Режим архипелажных вод в целом схож с режимом внутренних морских вод за исключением осуществления иностранными судами и летательными аппаратами права архипелажного прохода. Это право прохода или пролета через архипелажные воды и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным им морским коридорам с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря в другую. Архипелажный проход может осуществляться также по путям, обычно используемым для международного судоходства. В архипелажных водах применим режим мирного прохода.

Правовой режим воздушного пространства. Верхний предел или граница воздушного пространства международным правом нормативно пока не установлен. Поэтому происходит размывание принципов международного права: принципа территориального верховенства и принципа свободного использования космического пространства. Различные государства осуществляют свою юрисдикцию в пределах различных высот (от 80 до 130 км над уровнем океана). Однако существует общие черты режимов.

Основу режима воздушного пространства любого государства составляет запретная зона для полетов, установленная Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г. Она определяется как воздушное пространство установленных размеров над сухопутной и водной территорией государства запрещены. в соответствии . В соответствии со ст. 9 Конвенции государства сами определяют разумные размеры таких зон . За иностранными воздушными судами сохраняются права транзитного следования и международного транзита над морскими коридорами, над архипелажными водами и международными каналами и проливами. Такой пролет осуществляется по воздушным коридорам.

Режим государственных территорий, носящих международный характер.

Режим международных проливов и океанов. Различные части мирового океана соединяются между собой естественными морскими путями - проливами, и искусственными - каналами. От международных следует отличать проливы и каналы, ведущие во внутренние моря и составляющие часть территории государства, на которую полностью распространяются территориальное верховенство. Международные проливы и каналы в силу международных соглашений, обычаев и практики пользуются принципом свободы прохода судов и пролета самолетов всех стран. в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г, закреплено право транзитного прохода и пролета, которому не должно чиниться препятствий. Режим транзитного прохода через международные проливы и каналы не затрагивает в других отношениях статус вод таких проливов (в частности, статус территориального моря). В Конвенции в самостоятельную категорию выделены проливы, в которых применяется не транзитный проход, а режим мирного прохода.

Ряд проливов международного судоходства ведет в закрытые моря, которые не служат для целей транзитного прохода. К таким относятся Балтийские и Черноморские проливы. Их правовой режим регулируется специальными соглашениями между государствами и обычаями, подтвержденными решениями Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 г.

Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Положение Константинопольской Конвенции 1888 г. составляют основу правового режима международных каналов, который заключается в следующем. Каналы свободны и открыты для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, недопустима их блокада. Конвенция не допускает ведение военных действий в каналах, во входных портах и в районе 3 миль от этих портов.

 

Правовой режим международных рек и озер. К международным рекам относятся судоходные реки, которые до впадения в море пересекают территории нескольких государств и на основе международного соглашения открыты для торгового судоходства всех стран. Отдельные участки таких рек входят в состав территории каждого прибрежного государства и подчиняются суверенитету этого государства.

Крупнейшими реками такого рода являются: Дунай и Рейн - в Европе; Нил, Конго, Нигер - в Африке; система рек Ла-Платы и Амазонка - в Южной Америке; система Великих озер - в Северной Америке; Ефрат, Меконг, Брахмапутра - в Азии. Особенность правового режима таких рек обусловлена тем, что они представляют собой единый природный комплекс и в тоже время поделены между разными государствами. Поэтому все вопросы исследования и использования рек и озер требует согласованного подхода, сотрудничества всех заинтересованных (прибрежных) государств. Международная практика идет по пути выработки соглашений, касающихся использования конкретных международных рек, озер или их бассейнов. Достаточно упомянуть Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г., Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г., Конвенцию развития озер Чад 1964 г., Соглашение о международной комиссии по охране реки Рейн 1963 г. и Конвенция о режиме судоходства на реке Дунай 1948 г. Вместе с тем пока нет универсальной конвенции, которая кодифицировала бы основные принципы и нормы “международного речного права”. Единственный документ общего характера Хельсинские правила использования вод международных рек 1966 г. - является рекомендательным, но может рассматриваться как отражение международного обычного права.

Основополагающими правилами и правовыми принципами использования вод международных рек и озер являются: принцип суверенитета государства над своей частью водного бассейна, принцип справедливого водоиспользования, принцип непричинения ущерба природной среде или интересам другого прибрежного государства.

Таким образом, очевидно, что правовые режимы отдельных видов государственной территории различны в целом. И режимы эти в значительной мере зависят от функций, которые выполняют та или иная территория. Вместе с тем режимы в рамках каждого отдельного вида государственной территории имеют общие сходные черты, например, мирный проход одинаков в территориальном море различных государств, с одной стороны, но имеют и специфические, отличительные черты - с другой, например, режим реки Дуная отличен от режима реки Рейн.

 

Правовой режим сухопутной территории. Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной степени посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности и т.д. Территория понимается также как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: a) сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; б) водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; в) земные недра; г) воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами. Согласно Конституции, территория РФ “включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними” (ч.1 ст.67).

Сухопутная территория - это территория, находящаяся на материках (континентах), островах и архипелагах земного шара, а также недра Земли и анклав. Причем, если посмотреть на карту мира, то станет очевидным. что не обязательно, чтобы сухопутная территория каждого государства состояла из всех названных частей. Более того, государств, в состав сухопутной территории которых входили бы все ее составные части, очень мало.

Материк. Из курса школьной географии мы знаем, что материком называется часть материков литосферой плиты, находящееся над уровнем океана. Материковая часть составляет основу сухопутной территории большинства государств.

Острова и Архипелаги. Островами называются естественные образования суши со всех сторон окруженные водой и которые находятся выше уровня моря при приливе. Исключение составляют скалы, которые непригодны для поддержания жизни человека или самостоятельной хозяйственной деятельности. Архипелаг - группы островов, стоящих близко друг к другу. Следует отметить, что некоторые государства не имеют территорий на том или ином материке, а находятся достаточно много. Таких государств достаточно много. Среди них: Куба, Ирландия, Мадагаскар, Япония, Новая Зеландия, Великобритания, Индонезия, Филиппины и др. государства Океании.

Анклав - часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или нескольких государств. Анклав составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. В тех случаях когда часть территории одного государства оказывается “отрезанной” частично сухопутной и частично морской территорией другого государства, такие территории рассматриваются в качества полуанклавов, поскольку они имеют доступ со стороны моря. Примерами полуанклавов могут служить штат Аляска (США) и Калининградская область (Россия).

В территорию государств входят недра сухопутных и водных пространств расположенных в пределах границ государств. Теоретически вглубь недра не имеют пределов, но сужаются к центру Земли под углом 900 по отношению к поверхности суши или морского дна. Практически же нижняя граница недр государства находится на технически доступной глубине.

Правовой режим сухопутной территории определяется и в большинстве своем относится к режиму государственной территории. Это значит, что территория относится к определенному государству, которое в пределах данной территории осуществляет свое территориальное верховенство, означающее, что власть государства как высшая власть распространяется на все лица и организации, в его пределах, независимо являются ли они собственными или иностранными, а так же лиц без гражданства.

Территориальное верховенство - неотъемлемая черта государственного суверенитета, его материальное проявление. Согласно международному праву оно означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находившимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной иностранного государства, т. е. надгосударственой властью нет и не может быть никакой другой власти; в-третьих, что его законы, правительственные постановления и судебные решения распространяются как на собственных граждан и юридических лиц, так и на иностранных граждан и организации и на лиц без гражданства. Территориальное верховенство выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах: законодательной, исполнительной и судебной, но только в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство не исключает, если данное государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательство по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в некоторых районах этой территории. Такое согласия государств должно быть выражено в его законах или заключенных им международных договорах. К числу таких договоров относится Венская конвенция о дипломатические сношениях 1961 г.

Территориальное верховенство не означает, что на территории государства не может действовать иностранное законодательство, но для этого опять-таки нужно его согласие. Например, гражданское законодательства всех государств предусматривает применение в определенных случаях иностранного гражданского права.

Территориальное верховенство не означает, что на территории государства не может действовать иностранное законодательство, но для этого опять-таки нужно его согласие. Например, гражданское законодательство, всех государств предусматривает применение в определенных случаях иностранного гражданского права.

Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие его законам меры и средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Такое действие государства называется юрисдикцией государства, т. е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела.

Юрисдикцию в международном праве разделяют на территориальную и личную. Под территориальной понимается такая юрисдикция, которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующим международным соглашением предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством за пределами его государственной территории. Например, на континентальном шельфе, в экономической зоне, в космосе, на космических объектах, на воздушных и морских судах и кораблях, Личная или национальная юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктиде. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, юрисдикция может распространяться на граждан этого государства и тогда. они находиться на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное, опять-таки, не предусмотрено международным соглашением.

Таким образом “территориальное верховенство” шире понятия “юрисдикция государства”, поскольку охватывает последнее, оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах.

Правовые основания и способы изменения государственных территорий. Важным вопросом международного права является вопрос об изменении принадлежности государственной территории. Гарантируя территориальную целостность государств и наций, современное международное право одновременно допускает возможность, а в некоторых случаях и необходимость территориальных изменений. В дооктябрьскую эпоху, когда война признавалась законным средством разрешения международных проблем, одним из важных правовых оснований территориальных изменений был насильственный захват одними государствами других более слабых стран и народов. Современное международное право запрещает территориальные изменения с помощью силы вопреки Уставу ООН. Важнейшим правовым основанием для территориальных изменений является право народов на самоопределение.

Под принципом самоопределения народов понимается - право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства и определение своего внутреннего устройства. Принцип самоопределения нашел свое подтверждение и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества, 1970 г.

Самоопределяющемуся народу принадлежит такая территория, в пределах которой расселен данный народ и пределах которой сложилась и проявляется экономическая, социальная и культурная общность данного народа, характеризующая его как субъект самоопределения.

При решении территориальных вопросов виды реализации принципа права наций и народов на самоопределение могут быть различными в зависимости от ситуации:

а) плебисцит - голосование населения территории по вопросу о территориальных изменениях;

(так были решены территориальные споры между Испанией и Великобританией о Гибралтаре (1967 г.), Западный Иран воссоединился с Индонезией в 1969 г.)

б) решение территориального вопроса всенародно избранными представительными органами. Избранные на демократической основе законодательные органы Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 г. приняли решение о вхождении в состав СССР на правах членов федерации СССР).

в) в процессе освобождения колонии образования самостоятельных государств эти вопросы решились борьбой народов колоний, иногда вооруженной, которая по современному международному праву является правомерной.

Однако самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений.

В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается, такие территориальные изменения происходят, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности.

Обмен - соглашение заинтересованных государств, в соответствии с основными принципами международного права, об обоюдных территориальных уступках. Так по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками в районах Люблинского воеводства ПНР и Дрогобынской (ныне Львовской) области УССР вследствии экономического тяготения этих участков к семенным районам СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменивались соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. (Советские территории Мугань, Деман, Эдд-Эльвар и Серахе отошли к Ираку, а район Фюрюзы, который органически связан с Ашхабадом, был признан Ираном в качестве территории СССР)

Цессия - соглашение заинтересованных государств об односторонних территориальных уступках. Передача небольшого пограничного участка может быть произведении без обмена равноценными участками, однако при условии достаточного участка как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковые имеются. Формой компенсации за передачу участка территории может быть плата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г., Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв. км. в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йорки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая находящиеся на ней здания и сооружения, как отмечено в договоре, выплачивает финской стороне 700 млн. финских марок.

В 1946 г. СССР уступил Афганистану часть водной территории р. Амударьи. Сейчас этот способ изменения территории встречается довольно редко, а до начала ХХ в. государства широко практиковали куплю-продажу. Особенно активно к этому способу прибегали США, значительные части территории которых были в свое время куплены у других государств. Так в 1803 г. США купили у Франции за 75 млн. долларов Луизиану, в 1867 г. у России за 7,2 млн долларов - Аляску вместе с Алеутскими островами, в 1916 г. у Дании за 25 млн. долларов - датскую группу Антильских островов.

Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Этот вид доллара обычно требует ратификации, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация проводится с высшим представительным органом государственной власти. Эта концепция получила отражение в законодательстве России. Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и границ Российской Федерации требует согласия Парламента и соответствующего субъекта Федерации в том случае, если изменения затрагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для внесения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке. Вот почему любые действия высших органов государственной власти и управления в отношении территории и границ законны лишь тогда, когда они соответствуют конституции страны, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.

Отторжение территории как санкция. Правомерные являются и территориальные изменения, произведенные в результате лишения государства агрессора части его территории как санкция за агрессию и как мера, направленное против повторения агрессии (в качестве исключительной меры). Такие территории отторгаться обычно в случаях, когда они использовались агрессором в качестве удобного плацдарма для нападения. Именно поэтому были проведены определенные территориальные изменения после второй мировой войны, коснувшиеся главным образом Германии и Японии. Так на основе Потсдамского соглашения 1945 г. была ликвидирована бывшая германская территория - Восточная Пруссия - плацдарм агрессии против соседних стран, причем ее северная часть - город Кенигсберг (ныне Калининград) и прилегающие к ним территории отошли к СССР, а южная часть - ПНР.

Среди правовых способов и оснований изменения государственной территории принцип самоопределения народов и наций следует считать основным. Данный принцип имеет внешнюю сторону - права народа или нации на вхождение в состав того или иного государства или образование своего самостоятельного государства и внутреннюю сторону - определение своего внутреннего устройства.

Современным международным правом считаются противоправными изменения территориальных принадлежностей способом оккупации и приобретательской давностью, ранее имевшими место и в практике международного права.

 

Правовой режим морской территории. Кроме сухопутной территории государства могут обладать и водной территорией, т. е. территорией, образующейся водами рек, озер, искусственных водоемов и водных путей, а также морскими внутренними и территориальными водами, омывающими побережья данного государства.

Правовой режим морских территорий регулируется международным морским правом - системой принципов и норм, устанавливающих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами по исследованию и использованию Мирового океана.

Конкретным воплощением таких является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая касается практически всего Мирового океана и регламентирует деятельность государства и международных организаций по исследованию и использованию Мирового океана и использованию мирового океана и его ресурсов.

Морская территория государства состоит из внутренних и национальных вод, и (территориальных вод) и внутренних морских вод.

Национальные воды состоят из вод рек, озер, искусственных водохранилищ, водных путей (каналов) и иных водоемов, берега которых принадлежат государству или целиком расположены в пределах границ данного государства. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия государственной границы.

Внутренние морские воды - это:

а) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, Аральское море бывшего СССР), а также моря, все побережье которых оба берега соединения с другими морями (океаном) принадлежат и тому же государству (например, Азовское море бывшего СССР и Белое море России) или окраины моря;

б) воды морских портов;

в) воды бухт, губ, лиманов и заливов, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль при наибольшем отливе вод, а также воды устьев рек впадающих в море;

г) исторические воды, т. е. воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции. Историческими водами могут быть воды заливов, губ, лиманов, проливов имеющих ширину входа свыше 24 морских миль, но в силу исторически сложившихся условий с давних времен находились и находятся под контролем одного государства и рассматриваются им как внутренние воды. Это положение признается п. 6 ст. 7 Конвенции о территориальном море и принадлежащей зоне 1958 г. и п.6 ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. К числу исторических вод относится: Чешская и Печорская губа, залив Петра Великого (Россия) Бристольский залив (Англия), Гудзонов залив (Канада), залив Чесапик (США) и другие;

д) воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориальных вод.

Внутренние морские воды являются национальной территорией государства и на них полностью распространяется суверенитет данного государства. Иностранные морские суда допускаются во внутренние воды при согласии прибрежного государства и на основе специальных международный соглашении.

Территория морских портов имеет режим внутренних морских вод, т.е. на них полностью распространяется суверенитет государства. В соответствии с внутренним законодательством определяется режим порта - порядок захода него и пребывания в нем иностранных судов, порядок сношения с местными портовыми властями, правила пользования портовыми сооружениями и механизмами, порядок схода на берег и пребывание в порту экипажа иностранного судна. Внутренним же законодательством государство объявляется порт открытым для иностранных судов. Для захода иностранных судов в открытые торговые порты не требуется специального разрешения. Военные иностранные корабли могут заходить во внутренние морские воды без разрешения или предварительного уведомления только при нахождении на его борту главы государства или главы правительства, либо, если судно терпит бедствие.

Под территориальным морем понимается примыкающий к берегу морской пояс, не превышающий 12 морских миль, полностью находящийся под суверенитетом прибрежного государства. Ширина территориальных вод отчитывается от линии наибольшего отлива вдоль берега или от условных прямых линий, называемых “базисными” или ”исходными линиями”.

Территориальные воды, воздушное пространство над ними, дно и недра под ними, считаются составной частью прибрежного государства, которое может устанавливать правила, охраняющие безопасность этих вод. Под этими правилами понимается закрытие определенных районов для прохода иностранных судов, принятие правил прохода иностранных торговых судов и военных кораблей через свои территориальные воды, установление правил таможенного и санитарного надзора, добычи полезных ископаемых со дна и недра, подъема затонувших судов и сокровищ.

Территориальные воды имеют большое значение в морском праве. Через них проходят международные морские пути, осуществляется судодвижение, поэтому общий режим территориальных вод устанавливается не только внутренним законодательством прибрежного государства, но и должен соответствовать принятым международным соглашениям. Одним из таких положений, вытекающим из международного морского права, является право мирного прохода через территориальное море всех иностранных судов без захода их во внутренние воды прибрежного государства, или выход из них в открытое море. Поведение судов в территориальных водах другого государства также должно соответствовать принятым международным правилам и обязательствам и должно отвечать законам и правилам прибрежного государства, которое имеет право при возникновении необходимости производить осмотр иностранного судна не обладающего иммунитетом, проводить проверку грузов на нем, пассажиров и документации. Проход через территориальные воды не облагается налогом. В случае нарушения режима территориальных вод суда-нарушители могут преследоваться пограничными кораблями прибрежного государства и в отношении этих судов могут быть применены методы властного принуждения.

Кроме режимов государственных внутренних морских и территориальных вод, международное морское право выделяет режим прилежащей зоны, режим открытого моря, режим экономической зоны и режим континентального шельфа.

Прилежащая зона - это район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориальных вод и характеризующийся правом прибрежного государства осуществлять контроль и юрисдикцию в отношении нарушителей его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, совершивших правонарушение в пределах его территории или его территориальных вод.

Ширина прилежащей зоны вместе с территориальными водами не должна превышать 12 морских миль. Прилежащая территория по Конвенции 1982 г. одновременно входит в район экономической зоны. Потребность прилежащей зоны определяется недостаточной шириной территориальных вод некоторых государств, меньшей чем 12 миль.

Таким образом, режим в прилежащей зоне характеризуется сочетанием права прибрежного государства на охрану своего правопорядка с правами других государств, пользующихся свободами открытого моря к прилежащей зоне.

Открытое море - это часть Мирового океана, находящаяся за внешней границей территориальных вод или прилежащей зоны и характеризующаяся общим использованием ее всеми государствами и народами на правах их полного суверенного равенства. Принцип свободы открытого моря устанавливает, что никакое государственное вправе распространять свою власть на открытое море и воздушное пространство над ним. Все государства имеют право осуществлять в открытом море свободу судоходства, рыболовства. прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также полеты воздушных судов над открытым морем. Кроме этого допускается свобода морских научных исследований и возведение искусственных островов и других установок, не запрещенных нормами международного права.

Нарушение свободы открытого моря является пиратством и преследуется всеми государствами на обязательной основе.

Экономическая зона - это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикции прибрежного государства, а равно права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции ООН 1982 г. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же прямых исходных линий, что и ширина территориальных вод.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых так и неживых, в водах покрывающих морское дно, на морском дне и на его недрах, а также а целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны. Прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов установок и сооружений ; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г.

Прибрежное государство в экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Континентальный шельф это продолжение морского берега под водой, образующего своеобразную полку континента, материковую отмель. Правовой режим континентального шельфа определяется положениями Конвенции континентальном шельфе 1958 г. Конвенция 1982 г. указывает, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности недр шельфа, склона и подъема и не включает в себя дно океана на больших глубинах. Прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка в тех случаях, если эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от прямых исходных линий, но не далее чем на 350 морских миль, или не далее 100 миль при глубине 2500 метров.

В международном морском праве существуют правовые режимы международных проливов и каналов.

Международные проливы - это относительно узкие морские пространства, соединяющие моря и океаны, режимы которых регулируются на основе международного обычая, договора и (или) национального законодательства международные проливы свободны для прохода торговых судов и военных кораблей всех стран на основе полного равенства флагов и независимо от того, перекрываются ли эти воды проливов водами припроливного государства или нет.

К числу наиболее крупных международных проливов относятся Гибралтарский пролив, Ла-Манш, Па-де-Кале, Баб-эль-Мандебский, Магелланов.

Практика международного морского права выделяет особые режимы для военного мореплавания, относящихся к Черноморским, Балтийским и Магеллановому проливам, которые сложились исторически и в основном регулируются национальными законодательствами припроливных стран. Международное морское право выделяет и устанавливает правила “транзитного” и ”мирного” проходов через международные проливы. Транзитный проход осуществляется с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны другой. Мирный проход применяется в проливах между районом открытого моря и территориальным морем иностранного государства.

Правила прохода некоторых международных проливов могут носить характер военного времени и разнятся в зависимости от того, является ли припроливное государство участником войны, занимает ли нейтральное положение по отношению к национальности пропускаемых государств.

Международный канал - это искусственно созданный человеком морской путь, имеющий международное значение, расположенный на территории определенного государства и находящийся под его юрисдикцией, но открытый для плавания военных и торговых судов всех стран на основе национального законодательства, международного обычая или договора. Наиболее крупными международными каналами являются Суэцский, Панамский и Кильский.

Порядок прохождения каждого из международных каналов имеет свой особенности, связанные как историческими процессами, так и со спецификой законодательства того государства, на территории которого располагается международный канал. Этот порядок также может носить характер военного или мирного времени.

Морское международное право имеет несколько международных межправительственных и неправительственных организаций, носящих общее название: ММО - международные морские организации, имеющие своей целью обеспечить интересы и сотрудничество государств и других субъектов морепользования в области исследования и использования морских пространств и их ресурсов. Крупнейшими из них являются: Международная морская организация (ММО), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и некоторые другие.

 

Режим воздушных территорий. Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями данного государства и ограниченное по вертикальной плоскости, проходящей через границы этого государства. Высотный предел воздушной территории международным правом не установлен. Но большинство стран поддерживает предложения бывшего Советского Союза, что верхняя граница воздушного пространства, находящегося под суверенитетом того или иного государства, находится на высоте 100 - 110 км. над уровнем океана.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Cоглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран РФ заключила с рядом государств СНГ. По соглашению с Республикой Кыргызстан 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих вооруженных сил на территории Кыргызстана. В этих местах установлена юрисдикция России (ст.14).

Вывод:

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной, повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится.